Сунтар-Хаята (Якутия – Хабаровский Край)
Катамаран + кошки = ?
Пеше-водный поход в районе хребта Сунтар-Хаята.
Паспорт маршрута
Район похода: Сунтар-Хаята (Якутия - Хабаровский Край).
Вид туризма: пеше-водный.
Категория сложности: 4.
Маршрут: Якутск - Томтор (авто) - озеро Кнорий (вертолет) - пер. Курьезный - г. Берилл - пер. Делькю (пешком) - р. Делькю Охотская - р. Охота (сплав) - пос. Арка - пос. Охотск (авто) - г. Якутск (авиа).
Протяженность маршрута: пешая часть - 90 км (без учета радиальных выходов); водная часть - 350 км.
Количество участников: 4 чел.
Средство передвижения: катамаран-4.
Уровень воды: средний, выше среднего.
Сроки проведения: 3-е августа - 27-е августа.
Продолжительность активной части: 18 дней.
|
Список участников
Домбровский Евгений Николаевич, 35 лет. Опыт 4ГУ, 4ГР, 4ВелУ, 2ВелР, 2ВУ.
Горин Анатолий Николаевич, 54 года. Опыт 6ГУ, 1ГР, 2ВУ.
Гарбуз Давид Григорьевич, 38 лет. Опыт 4ВР.
Генкин Сергей Валентинович, 44 года. Опыт - 5ПУ, 3ГУ, 2ВУ.
|
Определяющие препятствия маршрута
Пешая часть:
вверх по р. Надежда - броды (Н/К), траверс осыпных склонов (Н/К);
перевал "Курьезный" - траверс осыпных склонов (1Б);
ледник "Берилл" – открытый ледник, 1Б;
радиальный выход на г. Берилл (1Б), Фиеста (1А);
перевал "Делькю" - подъем по леднику "Берилл" (1Б, открытый лед, использование кошек), спуск по осыпным склонам вдоль истока р. Делькю, каньонные участки обходятся поверху;
вниз вдоль р. Делькю - броды правых притоков (Н/К), лесотундра, лес (Н/К).
Водная часть:
многочисленные разбои с заломами и завалами (местами - проводка), шиверы, перекаты, прижимы, сбойки струй (до 2+ КС). Уровень воды на р. Делькю Охотская - средний, на р. Охота - высокий.
|
Краткая характеристика региона, туристские возможности, способы заброски/выброски
Горная система Сунтар-Хаята расположена на границе Якутии и Хабаровского края. Название происходит от местных верований и означает "горы Сунтары" (по имени шаманки Сунтары, жившей в этих краях). Регион включает высочайшую точку Хабаровского края (г. Берилл, 2934), интересен типичным альпийским ландшафтом в области высокогорий, сменой экосистем от высокогорной тундры до смешанных лесов, а также наличием значительной зоны современного оледенения. Освоение края началось в 30-е годы с постройки автодороги Магадан - Усть-Нера с ответвлением на Якутск. Аэрофотосъемка и подробное картографирование горных районов Сунтар-Хаята были начаты в 1944 г., тогда же экспедицией В.М. Завадовского здесь были обнаружены ледники, занимающие площадь более 200 кв. км. Хребет Сунтар-Хаята является продолжением Верхоянской горной системы, сложен, в основном, породами пермо-триасового возраста, частично перекрытыми меловой вулканической толщей. Высокогорье центральной части хребта имеет типично альпийский рельеф. Повсюду встречаются узкие скальные гребни, обширные цирки, глубоко врезанные кары, молодые ущелья с отвесными стенами и ступенями. Ледниковые цирки тесно соприкасаются друг с другом, так что первичная сглаженная поверхность гор почти не сохранилась. Современный рельеф неустойчив, о чем свидетельствуют ступенеобразные продольные профили долин, часты обвалы. Относительные превышения вершин над подножиями в верховьях рек составляют 1000-1500 м. Отвесные скалистые стены, преимущественно в карах южной экспозиции, достигают 700 м. Склоны гор крутые, покрыты осыпями. Некоторые гребни на значительном расстоянии одновысотны, пригодны для передвижения. Перевалы обычно лежат в диапазоне 2000-2500 м. Их седловины крайне редко заняты ледниками. Склоны, в основном, осыпные или имеют скальный характер, иногда заняты ледниками и фирновыми полями. Сложность перевалов в пределах Н/К - 2А.
От основной цепи Сунтар-Хаята отходит несколько горных гряд. Так, в восточной части к северу стремится Халканский хребет (2306 м), к югу направлены Ульбейский (2369 м) и Кухтуйский (2244 м) хребты. На юг протянулся Охотский хребет (2 171 м). Наиболее значительным является Юдомский (2888 м), на стыке которого с главной цепью находится мощный горный узел. Также можно выделить Брюнгядинский хребет (2279 м), несколько южнее его — Оганьинский (2189 м). К северо-востоку от главной цепи лежит Оймяконское нагорье с высотами до 1800 м, включающее Агаяканскую, Ючюгей, Куйдусунскую, Оймяконскую, Лабынкырскуювпадины. К юго-западу от хребта Сунтар-Хаята поднимается Юдомо-Майское нагорье с высотами в прилегающих районах до 2 200 м. Между главной цепью и Охотским морем, кроме вышеназванных хребтов, располагаются: Уракское плато, Кетандинский хребет (до 1836 м), хребет Анмай (1356 м).
Наиболее возвышенная часть Сунтар-Хаяты расположена на стыке с Юдомскимхребтом. Она вытянута на 150 км, при ширине до 80 км, и делится на три горно-ледниковых массива. Северный — с основным водораздельным гребнем вершин Палатка (2797 м) и Мус-Хая (2959 м), Центральный — непосредственно стык Юдомского хребта с главной цепью (высшая точка — гора Берилл высотой 2934 м), Южный — северная часть Юдомского хребта с вершинами Раковского (2888 м), Обручева (2695 м), Васьковского (2781 м). В этих трех массивах сосредоточены почти все ледники Сунтар-Хаяты. Обособленный горный массив Чанда с высшей точкой горой Друза (2746 м) несет полдюжины ледников. В хребте десятки вершин, высота которых колеблется от 2700 до 2800 м.
Рельеф области сформировался в результате тектонической деятельности и водно-ледниковой эрозии. Начиная с мелового периода, территория была подвержена медленному поднятию. Гораздо большими темпами шло поднятие высокогорных массивов. Во многих местах наблюдаются следы тектонических нарушений.
Наиболее высокая часть хребта в большой степени получила ледниковую обработку. В прошлом хребет был почти сплошь одет ледниками. Массы льда сползали с вершин на предгорные равнины, образуя ледники подножий. Следы этого процесса - сохранившиеся моренные амфитеатры, ледниковые озера, троги.
Климат области варьирует от резко континентального до холодного морского. Северо-восточные районы имеют резко континентальный климат. Здесь находится Полюс Холода Северного полушария - пос. Оймякон (это звание оспаривают Томтор и Верхоянск) с абсолютным минимумом -71.2°С. Зима длительная, до семи месяцев, малоснежная. Высота снежного покрова в отдельные годы не превышает 25— 30 см.
Лето в межгорных котловинах довольно теплое и засушливое. В отдельные дни температура воздуха достигает 35°С, хотя ночи прохладные, иногда с заморозками. Среднесуточная температура июля составляет 13,9°С (ГМС Агаякан). За лето выпадает 55—70 мм осадков, что составляет значительную часть среднегодовой суммы (167 мм в Оймяконе).
Высокогорные районы Сунтар-Хаяты отличаются суровым климатом арктической пустыни. Зима продолжается восемь месяцев. Высота снежного покрова в горах составляет 50-90 см, надувы достигают нескольких метров. В горах нередки случаи схода лавин. Их интенсивность резко возрастает после продолжительных снегопадов. Особенно лавиноопасны подветренные склоны и стенки каров, каньонов, откосы конечных морен, чему способствуют сильные юго-восточные ветры, дующие с Охотского моря.
Лето в горах прохладное и продолжается недолго. Начинается оно со второй декады июня и длится два месяца. Среднесуточная температура воздуха 10°С. Безморозный период отсутствует. По ночам возможны заморозки до -8°С. Градиент летней температуры составляет -0,5°С при подъеме на каждые 100 м. В любой летний месяц случаются снегопады и устанавливается временный снежный покров, характерна значительная облачность. Охотский склон хребта получает осадков больше, чем индигирский, годовое количество осадков в горах до 500 мм, на главном водоразделе до 1000 мм, чем объясняется развитие современного оледенения.
Климат тундрово-таежной области гор Охотского побережья умеренный. Он формируется благодаря близости Охотского моря, циклонической деятельности и потокам холодного воздуха из внутренних районов материка. Зима здесь теплее, чем в континентальных районах. Средние январские температуры в приморской полосе -20°С. Часты оттепели, сильные снегопады и метели. С удалением от моря температуры понижаются, ветер ослабевает. Лето прохладное: среднесуточная температура самого теплого месяца - августа - составляет 11 - 12°С. Для Охотского побережья характерны холодные и сырые туманы. Повторяемость пасмурной и дождливой погоды составляет 40%.
Хребет Сунтар-Хаята предоставляет широкие возможности для организации пеших, лыжных, водных и комбинированных (пеше-водных) походов в условиях высокой автономности группы на маршруте. Пешие походы в области основного горного "узла", включающего три основные вершины (Палатка, Мус-Хая, Берилл), потребуют владения горной техникой. Основные препятствия - ледники (местами осложненные трещинами), каньоны в верховьях ручьев, осыпные склоны, перевалы сложностью до 2А. Выше 1500 м над уровнем моря лес отсутствует. Ниже - классическое таежное редколесье, на южных склонах (ближе к Охотскому морю) переходящее в густой смешанный лес с обширными зарослями кедрового стланика, создающего препятствия как для пешего движения, так и для постановки лагеря.
Реки региона в основном берут начало в области высокогорий в центре массива Сунтар-Хаята, истоки многих рек расположены в сложнопроходимых каньонах. Питание смешанное, ледниковое и снего-дождевое. За счет подпитки тающими ледниками расход воды летом относительно стабилен, без резких падений в засушливые годы (как в центральной и северной Сибири, в частности, на плато Путорана). Возможны значительные дождевые паводки с быстрым подъемом воды в верховьях и растянутым - в низовьях. Характерная особенность сплавных рек Сунтар-Хаята - значительный равномерный уклон на большом протяжении с практически полным отсутствием заметных локальных препятствий (порогов, водопадов) в результате длительного сглаживания русел не только водой, но также ледниками и морозной эрозией. Речные долины как правило широкие, с плоским ложем, что приводит к разбиению русла на многочисленные протоки, конфигурация которых меняется из года в год. Таким образом, в верховьях основные реки региона представляют собой непрерывные цепочки шивер с многочисленными разбоями, которые при вхождении реки в зону леса осложняются заломами и завалами, значительно затрудняющими сплав и представляющими реальную опасность для любого типа судов. Средний уклон порядка 10 м/км, скорость течения высокая. Такой характер с перерывами сохраняется на протяжении 100 - 200 км. Периодически встречаются скальные стенки, на некоторых реках (Сунтар) имеются каньонные участки. В таких местах вода собирается в единое русло, струя концентрируется, местами образуя прижимы к скалам. Ниже водность рек существенно увеличивается, высокая скорость течения в основном сохраняется (исключение - протяженные участки в среднем течении Юдомы). В целом, непрерывность препятствий в верховьях, отсутствие четких ориентиров и лоций в силу постоянного изменения конфигурации проток и расположения заломов и завалов, значительная фоновая скорость течения вкупе с высокой степенью автономности группы на маршруте позволяет классифицировать реки Сунтар-Хаята третьей (3) категорией сложности.
Сунтар-Хаята является водоразделом рек Алдана, Индигирки (бассейн Сев.Ледовитого океана) и Охоты (бассейн Тихого океана). В верховьях р. Делькю (правый приток Охоты) имеется единственная на планете межокеаническая бифуркация - разветвление реки на несколько проток, при этом левые собираются в р. Делькю Куйдусунская (бассейн Индигирки и Северного Ледовитого океана), а правые - в р. Делькю Охотская (бассейн Охоты и Тихого океана).
Растительный и животный мир региона достаточно разнообразны. Выражена высотная поясность. Высокогорья заняты арктической пустыней и ледниками, ниже расположены тундры, еще ниже - лиственничная тайга, по южным склонам - смешанные леса (лиственница + тополь). Встречаются рододендрон, кедровый стланик, долины рек, стекающих в южном направлении, изобилуют чозенией - реликтовой ивой с характерной способностью быстро занимать берега, освобожденные паводковыми размывами от другой растительности. Из представителей животного мира обычны северный олень, медведь, лось, в высокогорьях - снежный баран, встречаются волки. На реках, впадающих в Охотское море - нерест лососевых рыб.
Заброска к началу основных маршрутов по Сунтар-Хаята осуществляется автомобилями по единственной автомагистрали Р-504 "Колыма", связывающей г. Якутск и Магадан, возможна в обоих направлениях, со стороны Якутска осложнена паромными переправами через р. Лена и Алдан, которые могут отнять довольно много времени. Дорога представляет собой грейдер неплохого качества. В случае сильных дождей может добавиться необходимость бродов через некоторые из малых рек, пересекающих трассу (в силу отсутствия капитальных мостов) и объездов размытых участков. Таким образом, рекомендуется полноприводный транспорт. Расстояние от Магадана составляет порядка 1000 км с поправкой на конкретную точку заброски, со стороны Якутска немного меньше. Активная часть маршрута может начинаться непосредственно от трассы или в отдалении от нее с дополнительной заброской вездеходом или вертолетом (в этом случае основной промежуточный пункт - пос. Томтор). Выброска возможна также по трассе Якутск - Магадан, из поселка Охотск на побережье Охотского моря (самолетом до Якутска или Хабаровска), а также из поселка Югоренок на р. Юдома.
Хребет Сунтар-Хаята является водоразделом Охоты, Индигирки и Алдана. Реки, берущие начало в центральном районе Сунтар-Хаята, стекают в трех основных направлениях: на север (Сунтар, Агаякан, Конгор и Куйдусун), западном (Тыры, Восточная Хандыга, Юдома) и южном (Делькю Охотская, Охота, Кетанда). Реки северного направления при этом пересекают трассу "Колыма". Таким образом, напрашивается организация летних походов в формате пеше-водных маршрутов. Классическое решение - заброска сплавного снаряжения и судов в верховья одной из рек, кольцевой пеший маршрут по горной части региона с возвращением к точке заброски, и сплав либо на север до трассы "Колыма", либо на юг до Охотска, либо на запад до пос. Югоренок на Юдоме. Возможны также линейные пеше-водные маршруты (с транспортировкой судов пешим порядком) и чисто пешие (лыжные) маршруты, базирующиеся на трассу "Колыма".
Какая-либо инфраструктура, постоянные поселения и сотовая связь в центральной части горной системы Сунтар-Хаята отсутствуют. В долинах имеются немногочисленные стоянки оленеводов-эвенов, ведущих полукочевой образ жизни. На р. Тыры на расстоянии примерно 100 км от истока расположен поселок Нежданинское, на р. Охота - пос. Арка в 100 км выше устья. Таким образом, походы по Сунтар-Хаята проходят в условиях полной автономности. Быстрый аварийный сход с маршрута возможен только вертолетом при наличии спутниковой связи и при условии летной погоды. В районе верхнего течения Делькю может быть не возможна и выброска вертолетом из-за значительного удаления от ближайших аэродромов Эвакуация своими силами возможна на север до трассы "Колыма" или на запад в пос. Нежданинское, из которого можно добраться до трассы, используя транспорт повышенной проходимости. В случае аварии на южных участках системы Сунтар можно рекомендовать быстрый сплав по р. Делькю Охотская или Охота до пос. Арка (при наличии судов). По спутниковому телефону можно связаться с администрацией пос. Арка и попытаться договориться об эвакуации моторными лодками, подъем на которых возможен достаточно далеко вверх по Охоте и Делькю Охотской (в зависимости от уровня воды).
|
Организация путешествия
Основной смысловой идеей похода было сквозное прохождение массива Сунтар-Хаята в направлении с севера на юг, совмещая использование горной техники при пересечении центрального хребта с его пятнами оледенения и сплав по одной из рек, стекающих в южном направлении. Цели похода были определены следующим образом:
1. посещение всех высотных поясов Сунтара - области ледников с заходом на одну из трех наиболее высоких вершин, высокогорной тундры, тайги и приморских смешанных лесов;
2. посещение Полюса Холода - пос. Томтор, оспаривающего это звание с поселком Оймякон;
3. посещение точки бифуркации реки Делькю
4. сплав по р. Делькю Охотская и Охота, ловля нерестовой рыбы, поднимающейся по Охоте.
Все поставленные задачи были выполнены.
Набор группы проводился в течение зимы 2016/17 г. Группа изначально планировалась малочисленной (4 или максимум 5 чел.) для достижения максимальной мобильности. Конечный состав - 4 человека, из них трое из Горного турклуба МГУ, и один из Клуба водного туризма МГУ. Соответственно, суммарный технический опыт группы оставлял желать лучшего, т.к. трое горников имели недостаточный водный опыт, а единственный водник не имел понятия о горной технике. Соответственно, весной (февраль - апрель) были устроены тренировки по использованию кошек и ледоруба, а также проведен ПВД на Мсту со сплавом по Опеченским порогам (2 КС) и тренировкой техники гребли и управления судном на бурной воде. После проведенных тренировок опыт участников постановили считать достаточным. Опыт длительного сосуществования в малом коллективе и прохождения автономных маршрутов высокой сложности у всех участников был достаточен, поэтому было принято принципиальное решение об отсутствии в группе единого руководителя с передачей права конечного решения в сложных ситуациях участнику, имеющему наибольший опыт для данного конкретного случая. Таким образом, на пешей части (в частности, в ходе преодоления ключевых препятствий маршрута и радиальных выходов на г. Берилл и Фиеста) последнее слово принадлежало преимущественно Е. Домбровскому, а на водной - Д. Гарбузу, по совместительству - капитану катамарана. При подготовке похода в том же порядке распределялись обязанности по подбору группового снаряжения и консультациям по личному горному и сплавному снаряжению. За вопросы заброски и выброски отвечал преимущественно С. Генкин. Несмотря на очевидно спорное решение об отсутствии формального руководителя, необходимо отметить, что в нашем случае оно себя полностью оправдало: небольшая группа, сформированная из опытных участников (пусть даже в разных видах туризма) и сработавшаяся на тренировочных выходах, не испытывала никаких проблем с определением субординации и принятием решений.
Начало маршрута определялось возможностями заброски и ограничением по срокам похода в связи с максимальной длительностью отпуска одного из участников 3+ недели. Наиболее простой в плане заброски вариант со стартом от трассы "Колыма" не подходил по срокам, т.к. добавлял минимум 4 - 5 дней пешего подхода к горам по тайге; при этом такой подход малоинтересен в спортивном и эстетическом плане. Соответственно, рассматривались варианты дополнительной заброски от пос. Томтор вездеходом (от трех дней без гарантий в связи с возможностью поломок) или вертолетом (1 час при летной погоде по стоимости, сравнимой с заказом вездехода). В результате была достигнута договоренность с администрацией аэродрома Томтор о возможности организации вертолетной заброске. Контакты руководства аэродрома были найдены в результате переговоров с администрации пос. Томтор в феврале — марте . Группа благодарна чиновникам поселка, руководству и персоналу аэропорта за оказанное содействие и крайнюю ответственность при заброске группы. В результате был организован вертолетный рейс до оз. Кнорий (130 км по прямой) с использованием вертолета Ми-2.
До Томтора добирались от Якутска на заранее заказанных микроавтобусах. Эта часть заброски вызвала массу отрицательных эмоций, т. к. заказанные машины часто пробивали колеса, ломались. На переправу через р. Алдан группа затратила около 6 часов. Общее время от аэропорта Якутска до пос. Томтор составило более 32 часов.
В общем виде заброска к началу активной части маршрута выглядела следующим образом:
Москва - Якутск (авиа) - пос. Томтор (авто, 1100 км) - оз. Кнорий (вертолет, 130 км).
Забрасывались совместно с группой В.С. Кулика (Турклуб ВШЭ/Горный турклуб МГУ).
Следует обратить внимание, что сотовая сотовая связь на дороге Якутск-Магадан далеко не везде. Так у пос. Кобюме (поворот с трассы на Оймякон) была связь только 4G (кнопочные телефоны 2G и 3G не брали).
Выброска начиналась из пос. Арка в нижнем течении р. Охота в пос. Охотск на побережье Охотского моря, откуда летают рейсовые самолеты в Якутск и Хабаровск. При полете через Якутск есть возможность покупки единого билета Охотск - Москва с пересадкой в Якутске, которым мы и воспользовались. В результате, последовательность выброски:
пос. Арка - пос. Охотск (авто, 120 км) - Якутск (авиа, 800 км) - Москва (авиа).
После договоренностей о заброске-выброске и покупке билетов нитка активной части маршрута сформировалась окончательно:
оз. Кнорий - вверх по р. Надежда - пер. Курьезный (1Б) - лед. Берилл - радиальный выход на г. Берилл - пер. Делькю (1Б) - вниз по р. Делькю до точки бифуркации (пешком, всего порядка 100 км) - сплав по р. Делькю Охотская и Охота (2 - 3 КС, порядка 300 км).
График движения предполагался средне-напряженным, на заброску отводилось 5 дней (с учетом возможной нелетной погоды), 4 дня отводилось на выброску, и 18 дней - на активную часть маршрута (из них 3 - запасных). В целом, запас времени позволил провести весь поход под лозунгом "мы никуда не торопимся".
Выбор снаряжения определялся наличием протяженной пешей части и в значительной степени определялся ограничением по весу: 35 - 37 кг/чел (12 - 14 кг личного снаряжения + 13 кг общественного снаряжения + 10 кг продуктовой раскладки). Для бивуаков использовались легкая палатка-4 и силиконовый групповой тент. Для горной части маршрута был взят газ в количестве восьми 220-граммовых баллонов (истратили только 4, т.к. не расходовали запасные дни и быстро дошли до зоны леса) и горелка Primus Эта-Пауэр. Для сплава использовался катамаран-4 ("банан") без штатных упоров с посадкой на рюкзаках. В качестве личного горного снаряжения применялись кошки (стандартные, у одного из участников - облегченные) и каски. Ледорубы решено было не брать, что в целом оправдалось, хотя они пригодились при подъеме на лед. Берилл (одалживали у идущей параллельно группы В. Кулика, можно было обойтись без них). Трое из четырех участников пользовались трекинговыми палками. Для сплава у всех участников имелись гидрозащита (неопреновые брюки или полукомбинезон, либо сплавные вейдерсы; сплавная обувь, брызгозащитная куртка и спасжилет), каски использовались также на воде. Для минимизации веса при перелете Москва - Якутск часть снаряжения отправили заранее транспортной компанией DPD до терминала в Якутске (стоимость сравнима с переплатой за багаж в самолете, существенной выгоды в деньгах не дает).
Продуктовая раскладка составлялась из расчета 500г/чел в день, основные продукты - крупы и варено-сушеное мясо.
Перед началом маршрута были отправлены извещения о выходе на маршрут как Начальнику ГУ МЧС по Республике Саха — Якутия kcc-caxa@yandex.ru, (4112) 32-13-29, (4112) 22-65-90, так и Начальнику ГУ МЧС по Хабаровскому краю (4212) 41-59-50, operhab@mail.ru.
Регистрация в данном районе – достаточно формальная вещь, т.к. вертолетов у спасателей нет, и в любом случае возможная эвакуация может быть организована только силами администрации пос. Томтор в горной части, или по команде главы администрации пос. Арка на реках бассейна Охоты.
|
Краткое описание активной части маршрута
Старт от озера Кнорий на высоте 1488 м. Движение вверх вдоль ручья Конгор по левому берегу (здесь и далее –орографически) через легкопроходимое лиственничное редколесье, которое в районе слияния с р. Надежда переходит в травянистую тундру. На стрелке - брод через Конгор (Н/К), движение вверх по р. Надежда по левому берегу. В одном из оврагов размытое захоронение ископаемого леса, можно использовать на дрова. Движение по береговым полкам, местами необходим траверс крутого осыпного склона левого берега, т.к. воды в ручье много, струя концентрированная и брод затруднителен.выше по течению ручей разбивается на протоки, здесь возможен брод, на слиянии истоков р. Надежда - начало подъема к перевалу Курьезный вдоль левого истока по правому берегу. Перевал - плоская седловина между истоками рр. Надежда и Берилл, сложность представляют подходы к ней по крутым осыпным склонам (1Б за счет трудоемкого подъема и траверса склонов правого берега). Подход по левому берегу, похоже, проще – меньше лишних набора/сброса высоты при обходе каньона. Исток р. Надежда находится в плохо просматриваемом каньоне, возможность движения по нему вызывает сомнения. После седловины - простой спуск к истоку р. Берилл, вытекающему из-под одноименного ледника. Брод ручья невозможен или связан с существенным риском из-за большого расхода воды и высокой скорости течения. Подъем на ледник - по крутому ледяному мосту над ручьем с использованием кошек и ледорубов. Далее - движение в кошках по лед. Берилл до срединной моренной гряды на леднике, здесь возможна установка палатки на покровной морене.
Подъем на в. Берилл (2934 м) осуществлен по одноименному леднику и далее по северному* скально-осыпному гребню примерно от пер. Сихотэ-Алинь. На леднике многочисленные ручьи в глубоких промоинах. Необходимы кошки. Заход на вершину по северному гребню (сильно разрушенные осыпающиеся скалы, 1Б). Спуск по юго-западному склону первые 200 м по крутой живой осыпи, затем по льду.
* «классический» способ подъема – по западному гребню, вероятно, он немного проще.
Подъем на пер. Делькю по льду (уклон 10 - 15°, использовали кошки). С перевальной седловины - подъем нав. Фиеста (2777 м) по некрутому гребню (льда нет, осыпь, местами скальные выходы, 1А). Спуск с пер. Делькю на юг простой – по живой средней осыпи, перекрывающей остатки ледника. Исток Делькю в неглубоком каньоне, проходится частично по дну, частично по береговым полкам (подъем и спуск просты). Далее - 30 км вдоль р. Делькю до бифуркации, несколько простых бродов р. Делькю и ее притоков. Движение преимущественно правым берегом Делькю. Плоская легко проходимая тундра, последние несколько километров перед бифуркацией по обоим берегам начинает появляться лес. За 10 км выше бифуркации Делькю условно пригодна для сплава на малых надувных судах (каяки, пакрафты), возможность сплава зависит от уровня воды.
Начиная от точки бифуркации р. Делькю Охотская образует множество проток с очень быстрым (до 20 км/ч) течением, по берегам лес, встречаются завалы и заломы, чалка судов проблематична, велика вероятность аварии, особенно для судов с неопытным экипажем. Через 5 км после бифуркации - обширная наледная поляна, вода распределяется по сети узких мелководных проток, могут понадобиться проводки. Далее река ненадолго собирается в одно русло, образуя несколько прижимов к скальным стенкам, но через 2.5 км снова разбивается на сеть проток на протяжении 10-и км, сплав на любых типах судов может быть затруднен. Затем река собирается в две основные протоки, сливающиеся в 1 км выше р. Ледниковая. С этого места сплав возможен при любом уровне воды на любых типах судов.
Далее р. Делькю Охотская на большом протяжении сохраняет высокую скорость течения, образуя полноводные шиверы с обливными камнями и валами на струе, есть несколько прижимов к береговым скальникам. Ниже река начинает разбиваться на сложную сеть проток, выбор наиболее полноводной протоки часто затруднен. На большом протяжении встречаются заломы и завалы, местами требуются проводки или обносы. Полностью в единое русло река собирается только после глобального поворота русла на восток, за 25 км до стрелки с р. Охота, которая также часто образует разбои, но здесь все протоки гораздо более полноводны, чем в Делькю, большинство из них проходимы на катамаране. Высокая скорость течения (местами более 10-и км/ч) сохраняется до пос. Арка. При слияниях проток, а также на границе уловов местами образуются мощные сбойки струй, грозящие оверкилем байдарке или каяку. Берега Делькю Охотской и Охоты на большом протяжении заняты лесом с густым кедровым стлаником, что затрудняет поиск места стоянки, иногда на протяжении более 10-и км.
|
Оценка категории сложности маршрута
Подсчет баллов по методике категорирования пешеходных маршрутов:
ЛОКАЛЬНЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ (ЛП = 20)
броды Н/К - 2
перевал 1Б - 6
вершина 1Б + 1А в режиме радиального выхода - 6
траверс гребня Н/К - 4
каньон Н/К - 2
ПРОТЯЖЕННЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ (ПП = 60)
лес Н/К - 5
ледник 1Б - 10
водный участок 2+ КС более 100 км - 45
Суммарный перепад высот на пешей части 4.7 км. Коэффициент перепада высот К = 1+4.7/12 = 1.4.
Географический показатель района похода: Сунтар-Хаята - 19.
Коэффициент автономности - 1.
Расчет баллов: ЛП + ПП + (Г х А х К) = 20 + 60 + 26.6 = 106.6
что соответствует 4-й категории сложности.
|
График движения на маршруте
День | Дата | Средство передвижения | км | Набор высоты | Путь | Место ночевки | |
-3 | 03.08 | четверг | самолет |
|
| Москва-Якутск |
|
-2 | 04.08 | пятница | авто |
|
| Якутск - р. Алдан | паром Алдан |
-1 | 05.08 | суббота | авто |
|
| до пос. Томтор | Томтор |
0 | 06.08 | воскресенье | вертолет | 130 |
| Томтор - оз. Кнорий | Camp-0 (оз. Кнорий) |
1 | 07.08 | понедельник | пешком 1 | 18 | +270 | подъем по р. Конгор и Надежда | Camp-1 (р. Надежда) |
2 | 08.08 | вторник | пешком 2 | 10,2 | +900 -500 | пер. Курьезный 1Б | Camp-2 (морена на лед.Берилл) |
3 | 09.08 | среда | пешком 3 | 4+4 | +700 -700 | радиалка на Берилл | Camp-2 (морена на лед.Берилл) |
4 | 10.08 | четверг | пешком 4 | 5,5 +1+1 | +630 -850 | пер. Делькю 1Б | Camp-3 (верховья р. Делькю) |
5 | 11.08 | пятница | пешком 5 | 19,3 | +80 -530 | вниз по р. Делькю | Camp-4 (у наледи, впадение р. Раковского) |
6 | 12.08 | суббота | пешком 6 | 14,3 | +140 -330 | переход до Бифуркации | Camp-5 (Бифуркация) |
7 | 13.08 | воскресенье | пешком 7 | 6,8 | -100 | вниз от бифуркации | Camp-6 (ниже бифуркации) |
8 | 14.08 | понедельник | Дневка | 0 | 0 | - |
|
9 | 15.08 | вторник | пешком 8 | 15,6 | +80 -210 | переход до стапеля (выше устья Ледниковой) | Camp-7 (выше Ледниковой) |
10 | 16.08 | среда | Стапель, сплав 1 | 18,7 | -130 | сплав до р. Феб | Camp-8 (перед р. Феб) |
11 | 17.08 | четверг | сплав 2 | 43,3 | -260 | сплав до р. Хакчан | Camp-9 (выше р. Хакчан) |
12 | 18.08 | пятница | сплав 3 | 52,5 | -190 | сплав до р. Мальмачан | Camp-10 (чозениевый лес) |
13 | 19.08 | суббота | сплав 4 | 41,7 | -100 | сплав до поворота Делькю | Camp-11 (поворот реки на восток) |
14 | 20.08 | воскресенье | сплав 5 | 35,2 | -90 | сплав по Охоте почти до р. Кюренджа | Camp-12 (выше стрелки с р. Кюренджа) |
15 | 21.08 | понедельник | сплав 6 | 37,9 | -40 | сплав до р. Хонькан | Camp-13 (после скального сужения) |
16 | 22.08 | вторник | сплав 7 | 39 | -80 | сплав до р. Туойдах | Camp-14 (под горой) |
17 | 23.08 | среда | Дневка, радиалка | 3+3 | +680 -680 | посмотреть на речку сверху | Camp-14 (под горой) |
18 | 24.08 | четверг | сплав 8, антистапель | 32,5 + 3 | -60 | сплав до Арки | пос. Арка |
19 | 25.08 | пятница | машина |
|
| Арка – Охотск | пос. Охотск |
20 | 26.08 | суббота | самолет |
|
| Охотск – Якутск | Якутск |
21 | 27.08 | воскресенье | самолет |
|
| Якутск - Москва | Дома |
|
|
|
|
|
|
|
|
Дневник похода
Вылет из Москвы 2-го августа вечером. Утром 3-го прилет в Якутск. День на осмотр города, закупку части продуктов, "сигналов охотника" от медведей и получение снаряжения в офисе транспортной компании. Посетили музей Института Мерзлотоведения (не впечатлило), погуляли по городу, поели стейков из жеребятины в средне-мажорной забегаловке. В целом город неинтересный, пыльный, жарко, кусается мошка. Ночуем в заранее снятой на сутки квартире.
4-е августа. С утра прилетает основная часть народа из группы В. Кулика, совместно с которой мы забрасываемся, а это в сумме 14 человек. Нам подают два микроавтобуса, из которых «наш» - только один, Тойота Хиас (второй пойдет параллельно, но гружен чем-то чужим) так что разместиться со всеми рюкзаками становится некоторой проблемой. (Хорошо, что есть верхний багажник.) Уже в процессе паковки багажа объявляют новую цену, естественно, выше той, о которой договаривались заранее. Спорить бесполезно, остается или соглашаться, или отказываться от этой заброски и искать новую. Сколько времени это займет, неизвестно, поэтому соглашаемся на новую цену (6 000 руб. с человека до Томтора). По рассказам многочисленных знакомых, посещавших Якутию, это общепринятая практика - поднимать цену на заброску после приезда группы.
Поездка с двумя паромными переправами (через Лену и Алдан) занимает 1.5 суток. Трасса представляет собой грейдер хорошего качества (однако, в трех местах останавливаемся, пробив колесо), идет активное строительство мостов через малые реки. На последние 150 км перед Томтором сворачиваем в Кюбюме на старую трассу (новая проложена севернее) - здесь отсутствуют несколько мостов, размытых недавним дождем, броды занимают некоторое время. В Томторе оказываемся под вечер 5-го августа, нас бесплатно определяют в «гостиницу» при аэропорте. Сегодня не улетим.
6-е августа. С утра приезжает Александр Долженков, сотрудник администрации поселка, по совместительству предприниматель и владелец вертолета Ми-2, устраивает нам экскурсию на метеостанцию и в местный "музей мерзлоты" - старую штольню, в которой выставлены ледяные скульптуры - персонажи якутского эпоса. Параллельно вертолет забрасывает первую партию людей из группы Кулика. Время перелета в одну сторону – около 1 часа 15 минут. Дальше - наша очередь, последний рейс - снова "куликовцы". Погода ясная, тепло. Волшебный вечер на оз. Кнорий, прогулка по окрестностям, первые фото с активной части маршрута.
Наряду с Оймяконом Томтор претендует на звание Полюса Холода.
Ледяные скульптуры в штольне возле Томтора - "резиденция Чысхаана" (якутского Деда Мороза). Не тают и не оплывают уже много лет.
Вертушка отправляется за последней партией на заброску.
Озеро Кнорий.
Горки в районе озера.
Полнолуние над Сунтаром.
7-е августа. Погода шепчет, солнечно и тепло, днем - даже жарко. Подъем в 7 утра, сразу после завтрака начинаем движение. Идем вдоль Конгора по орографическилевому берегу, по приятному лиственничному лесу, чередующемуся с травянистыми полянами. Обедаем сразу за стрелкой Конгора и Надежды, после простого брода через Конгор. Леса здесь и выше уже нет, готовим на газу. Далее двигаемся вверх по р. Надежда. Подъем становится круче, пересекаем несколько оврагов, в одном из них ископаемые дрова - древний лес, захороненный под сыпухой и теперь вымываемый ручьем, свидетельство того, что нынешнее "глобальное потепление" - далеко не первое в истории. Такой же захороненный лес встречается на плато Путорана. Встаем на ночлег, не доходя 3 км до стрелки истоков р. Надежда, около 7-и вечера.
Группу Кулика видели несколько раз в течение дня, они ночуют в паре переходов позади от нас.