Лоймола-Ууксу, май 2015 г.

Паспорт маршрута

Район похода: Южная Карелия

Нитка маршрута: г. Москва – г. Петрозаводск (поезд) – пос. Лоймола (авто) – р. Лоймоланйоки (сплав) – оз. Тайваслампи – оз. Полвиярви (пешком) – р. Ууксунйоки (сплав) – пос. Ууксу – г. Лодейное поле (авто) – г. Москва (поезд)

Категория сложности: 3 с эл. 4

Количество участников: 10 чел.

Средства сплава: кат-4, два ката-2, надувная байдарка “Хатанга-спорт”.

Протяженность активной части маршрута: сплав – 100 км, пешком – 10 км

Продолжительность: общая – 11 дней, активной части – 9 дней

Сроки: 1-е мая – 11-е мая 2015 г.

Уровень воды: высокий

 

Состав группы, опыт участников

1 Гарбуз Давид Григорьевич

 

1978

 

Бол. Зеленчук-Теберда-Кубань (3У), Тумча (3У), Малка (2У), Бол. Инзер-Мал. Инзер-Лемеза (3Р), Манарага-Косью (3Р), Бол. Хонна-Макит-Нерал-Иркингда (3Р)

 

руководитель, К4 (капитан)

 

2 Вакулюк Василий  1972 Жом-Болок – Ока Саянская 5У фотограф, К4 (матрос)
3 Каверзин Алексей 1986 К4 (матрос)
4 Пермяков Тимофей Андреевич 1996 Билин-Кызыл-Хем (4У), Лоймола-Ууксу (3У), Гутара (3У)

К4 (матрос)

К4 (матрос)
5 Красота Александр Юрьевич 1976 Бол. Инзер-Мал. Инзер-Лемеза (3У), Охта (3Р), Намама-Томпуда (4У) медик, К2-А (капитан)
6 Леванов Александр 1987 Суна 2У К2-А (матрос)
7 Терешин Никита Алексеевич  1992 Мста 2У, Бол. Инзер-Мал. Инзер-Лемеза 3У К2-В (капитан)
8 Моралева Ирина 1984 Зун-Мурин 4У К2-В (матрос)
9 Белянин Валерий Евгеньевич

 

1961 Бол. Ургудей-Зун-Мурин (4Р), Хойто-Ока-Ока (4Р), Чукчуду-Калар-Витим (4Р), Тумча (3Р), Лоймола-Ууксу (3Р) реммастер, Хатанга-2 (капитан)
10 Белянин Иван Евгеньевич 1971 Бол. Ургудей-Зун-Мурин (4У), Хойто-Ока-Ока (4У), Чукчуду-Калар-Витим (4У), Тумча (3У), Лоймола-Ууксу (3У) Хатанга-2 (матрос)

 

Определяющие препятствия

Река Лоймоланйоки (уровень воды – высокий):

– шивера Ледяная (12-я): два поворота (левый и правый) с прижимами, в прижимах могут быть ледяные закраины с карманами под ними (в нашем случае опасных закраин не было, но на левом повороте был залом из нескольких подмытых берез, к которым прижимало довольно сильно), 2КС;

– Веер: слив с мощной бочкой, возможно наличие ледяных закраин, 3КС;

– Ядрена Вошь: шивера с валами, 2КС;

– Табун: мощный слив, серия валов и бочек, 4КС.

 

Волок на оз. Полвиярви:

– глубокий снег (выше колена) почти на всем протяжении волока, т.е. около 10-и км.

 

Река Ууксунйоки (уровень воды – высокий, близко к максимальному):

– каскад шивер на 10-км участке между остатками старого деревянного моста до моста шоссе А-121, мощные валы, 2 – 3 КС;

– порог Мостовой: два слива, в левом – бочка, после нее – прижим к скальному выходу на левом берегу, 3 КС;

– 1-й падун (Розовый Слон): две протоки, в левой – широкий крутой водопадный слив высотой 2 м, мощная бочка за ним, справа – более пологий слив, в высокую воду бочка также достаточно мощная, слева 4КС, справа 3 КС;

– 2-й падун (Мельница): пологий слив, очень мощная концентрированная бочка, 4 КС;

– 3-й падун (Каньон): разгонная шивера, пологий слив, при низкой и средней воде справа и в центре – бочки, при высокой воде в центре котел, слева – чистый проход, 4 КС;

– 4-й падун (Храмина): длинная разгонная шивера, пологий слив, мощные бочки, перегораживающие все русло, проход под левым берегом, далее второй слив, не столь мощный, 4+ КС, порог переходит в непрерывную шиверу длиной несколько км;

– 5-й падун: 3 – 4 КС в левой протоке, два опасных прижима (не проходили).

 

Страховка на порогах Веер и Табун осуществлялась с воды и с берега (спасконцом). Страховка на порогах Мостовой, Розовый Слон, Мельница, Каньон и Храмина осуществлялась с воды силами разных экипажей попеременно.

 

Общая смысловая идея похода

Маршрут планировался как тренировочный перед летним пеше-водным походом в Восточные Саян. Предполагались:

– налаживание работы несхоженной ранее группы;

– проверка снаряжения;

– тренировка пешей части в сложных условиях;

– отработка страховки и спасработ.

Соответственно, поставленные цели накладывали определенные требования к маршруту:

1 – достаточная автономность;

2 – наличие волока;

3 – категорийность не ниже 3 КС;

4 – максимально возможная оторванность от цивилизации (отсутствие населенки) – личные предпочтения руководителя и части участников группы.

Для похода были взяты легкие катамараны с зауженной рамой (180 см шириной). Такая рама уменьшает устойчивость, но без проблем влезает в отсеки новых плацкартных вагонов РЖД.

 

Общие сведения о районе похода

Чтобы не изобретать велосипед и не плодить информацию методом copy-paste: http://www.moominclub.ru/reports.php?id=23

Реки Лоймоланйоки и Ууксунйоки носят типично Карельский характер, относительно короткие препятствия разделены протяженными плесовыми участками.

Отдельно стоит подчеркнуть, что данный маршрут относится к одному из немногих в Карелии, предоставляющих возможность включить в план похода пешую часть. При этом в конце апреля – начале мая пешка может значительно осложняться глубоким снегом. Соответственно, маршрут может использоваться в качестве тренировки перед пеше-водными летними походами.

 

Варианты заброски-выброски

Москва – Петрозаводск – фирменный поезд “Карелия”; Петрозаводск – Лоймола – водитель Сергей, тел. 928ЗЗ7561З – очень надежный, пользовались его услугами неоднократно.

Пос. Ууксу – Лодейное Поле – Ольга Коломеец, 92145424O9, olgauaz@mail.ru. Лодейное Поле – Москва – любой из поездов Мурманск – Москва, Мурманск – Адлер или Петрозаводск – Москва.

 

Аварийные выходы с маршрута

Аварийный выход на участке маршрута по р. Лоймоланйоки и на волоке к р. Уксунйоки возможен в пос. Лоймола по грунтовой дороге, идущей по ПБ Лоймоланйоки на расстоянии не более 2 км от реки. Следует понимать, что в начале мая на всем ее протяжении может сохраняться снеговой покров глубиной выше колена.

Аварийный выход на участке р. Уксунйоки от впадения протоки из оз. Полвиярви до пор.«Мостовой-2» возможен на шоссейном мосту в 100 м выше порога. Ближайший населённый пункт – г. Питкяранта.

На участке ниже пор. «Мостовой-2» до пор.«Блюдце» аварийный выход можно, хотя и непросто, осуществить по сети лесовозных дорог в районе пор. «Блюдце» обратно к шоссе Петрозаводск – Суоярви. Ниже пор. “Блюдце” и до конца маршрута аварийный выход возможен только по грунтовке (очень плохого качества), начинающейся от пор. «Розовый слон».

 

Тех. описание и дневник похода

Забрасывались двумя подгруппами. Старт основной подгруппы (8 чел) из Москвы вечером 1-го мая паровозом Москва – Петрозаводск, далее – заранее заказанным авто до пос. Лоймола. Вторая подгруппа (2 чел с байдаркой “Хатанга”) стартовала днем раньше на личном автомобиле, который был оставлен в пос. Питкяранта, откуда до Лоймолы добирались на местном такси. Обе группы стапелились в пос. Лоймола (основная – днем 2-го мая вторая – вечером 1-го мая), и сплавились около 8-и км до полуразрушенного деревянного моста, где и объединились вечером 2-го мая (стоянка на ПБ). На участке от поселка до моста – несколько шивер-перекатов (первая в поселке под мостом), сложности не представляют. Уровень воды высокий, лес во многих местах залит, по большей части река представляет из себя цепочку плесов со слабым течением. Во многих местах из воды торчат затопленные кусты. На берегах лежит глубокий снег, местами до середины бедра. Погода холодная и пасмурная, но без осадков.

3-е мая. Пасмурно, без осадков. Обнос моста по ПБ. Далее река представляет из себя серию шивер с прижимами к берегам со свисающими в воду подмытыми деревьями, в таких местах требуется энергичный маневр. Местами возможно наличие по берегам наледей с острыми краями, попадание под такую наледь опасно разрывом баллона или травмой гребца. В нашем случае опасных нависающих над водой наледей не было. Далее – небольшое озеро Саммаллампи, еще несколько шивер-перекатов и первый определяющий порог “Веер” (3 – 4 КС). Начинается разгонной шиверой, которая упирается в островок, делящий реку на две протоки. Левая – малорасходная, в правой – слив высотой около 2 м с несильным прижимом вправо и мощной бочкой,способной затормозить двойку или байдарку, но без проблем пробиваемая груженой четверкой. Здесь также возможны опасные нависающие наледи, особенно справа (в нашем случае все было чисто). Просмотр возможен по обоим берегам, мы смотрели по левому. Первым прошел кат-4 и встал на страховку у ЛБ, затем прошли двойки, затем байдарка, которая практически встала в бочке, но сильный экипаж прорвался, работая мощными слаженными гребками. После порога – несложная шивера, далее препятствий до оз. Корпиярви нет. На озере – несколько хороших стоянок, но все открыты холодному ветру. При позднем наступлении весны озеро может быть подо льдом, в нашем случае – свободно. Вскоре после озера – порог “Ядрена вошь”, ничего ядреного нет, 2 КС, сходу походной колонной. Дальше несколько несложных шивер, также преодолеваемых сходу. Встали на стоянку после очередной шиверы (ходовое время порядка 6-и часов), на ПБ, с расчетом разведки дороги, по которой предполагался волок на р. Ууксу. Погода, с утра пасмурная, постепенно улучшается и к вечеру становится практически летней.

Грунтовая дорога проходит по ПБ на расстоянии от 2-х км до 200 м от реки. Место лагеря было выбрано в точки минимального расстояния от дороги. На берегу глубокий снег, дорога тоже под снегом, глубина не меньше, чем по колено. Снег неплотный, человека не держит. Волок предстоит интересный.

4-е мая. Ясная погода, достаточно тепло. Решаем дойти до оз. Сариярви, встать на стоянку на ПБ и организовать базовый лагерь для переброски вещей на Ууксу по минимальному расстоянию – на оз. Полвиярви, соединенное с рекой Ууксу короткой протокой. Озеро Сариярви частично подо льдом, сильно подтаявшим и разрушающимся под катамаранами. Доходим до залива на западном берегу озера, ставим лагерь. Ходовое время чуть больше 1.5 ч. От лагеря до Полвиярви чуть более 1 км.  На следующий день планируем сплав до пор. “Табун” и пеший переход на оз. Полвиярви. Экипажи Хатанги и ката-2-В решают на “Табун” не идти, и вызываются перебросить лагерь на Полвиярви. Таким образом, экипажи второй двойки и четверки завтра идут налегке до пор. “Табун”, а затем пешком, не разбирая катов – на Полвиярви, где соединяются со второй частью группы, которая к этому времени заканчивает переброску и ставит лагерь.

Руководитель и еще несколько человек снова идут в разведку на дорогу, доходят до моста через р. Пенсанйоки (реально это протока из Лоймолы в Ууксу). Типичная паводковая речка с деревьями в русле, если идти, то только на каяке или надувнушке. Снег местами по середину бедра. Погода до самого вечера солнечная, несколько раз проходят короткие ливневые дожди.

5-е мая. Солнечно и тепло. Штурмовая группа в составе ката-4 и ката-2-А уходят на “Табун”. Вскоре после выхода реки из оз. Сариярви – порог “Цис” (шивера 2 КС, сходу). Далее несколько шивер, последнюю из которых перед самым порогом “Табун” имеет смысл просмотреть, т.к. в ней имеется некоторое количество обливняков, торчащих даже при нашей высокой воде и плохо различимых с наплыва.

Порог “Табун” начинается заходной шиверой, делающей левый поворот на 90 град. с маленьким островком, сразу за которым начинается собственно порог – пологий слив высотой около 1.5 м с мощной бочкой (это ключевое место порога), после которого следует поворот реки на 90 град. вправо и почти прямой участок длиной около 100 м, выходящий в маленькое озеро Тайваслампи. От входного слива до выхода в озеро – сплошная череда мощных бочек и валов. Категория сложности 4. Чалка перед порогом и просмотр по ПБ, здесь памятник погибшему каякеру. Страховка возможна с воды и с берега только на выходе в озеро. Сначала проходит четверка, ее страхует спасконцом с берега экипаж двойки. Двойку страхуют два человека на четверке и один спасконцом с берега, еще один снимает прохождение с ключевого места.

После прохождения на ПБ озера Тайваслампи почти напротив впадения Лоймолы устраиваем обед и идем на разведку пути выхода от реки на дорогу, по которой предстоит основной волок. Удобнее всего сплавиться еще порядка 300 м по реке ниже озера, здесь удобная чалка на ПБ и довольно крутой, но относительно чистый подъем по лесистому берегу к старой дороге, выводящей на основную грунтовку (около 1 – 1.5 км). В принципе, судя по спутниковым снимкам, можно пройти еще 1 км по реке до моста, по которому проходит основная дорога, чтобы не тащить каты через лес, но тогда волок удлинится примерно на 2 км.

После обеда доплываем до точки начала волока (шивера 2 КС), и начинаем подъем катов через лес, а потом по старой второстепенной дороге. Примерно через 40 – 50 мин выходим на главную дорогу. Дальше идем, толкая каты по снегу как сани, опираясь на поперечины. Таким образом удается распределить часть своего веса на баллоны и не проваливаться в снег. Волок от Тайваслампи до лагеря на Полвиярви занял примерно 4 часа.

6-е мая. С утра облачность, которая вскоре расходится и сменяется солнечной погодой. Озеро Полвиярви свободно ото льда. Идем чуть больше 1 км до восточной оконечности озера, где начинается протока в р. Ууксунйоки (примерно 100 м). Протока узкая, но чистая, хотя завалы могут образоваться в другие годы. Не приходится ни обноситься, ни проводиться. Ууксу в верховьях – равнинная река шириной 15 – 20 м, встречаются завалы, требующие обноса, а также несколько перекатов и слабых шивер. Вода высокая, снега по берегам меньше, чем на Лоймоле, хотя вроде бы, совсем рядом. Ближе к шоссе А-121 река расширяется и становится полноводнее. В 10-и км перед мостом шоссе А-121 – непроходимый завал на сваях разрушенного деревянного моста. Вскоре начинается цепочка шивер, некоторые из которых отличаются мощными валами и локальными бочками и могут быть оценены в высокую воду как 3 КС. Шиверы следуют почти до самого моста.

Через 250 м после нового моста шоссе А-121 расположены остатки старого моста, образующие порог “Мостовой”. Просмотр по ПБ. Две протоки, разделенные низким островком. Основная протока – левая. Порог начинается слабой разгонной шиверой на крутом правом повороте вокруг острова. Заход в слив расположен на крутом левом повороте. Слив разделён опорами разрушенного моста, основная часть – левая. Это пологий язык высотой чуть больше 1 м с косой бочкой, дальше – сильная шивера с прижимом к низкому скальному выходу на ЛБ. Каты идут слева, байдарка – по правой протоке, более длинной и с меньшим уклоном. После порога – короткий плес, за ним шивера 1 – 2 КС. После порога проходим еще километров 5 и встаем на ЛБ.

7-е мая. Тепло и солнце, день чудесный. Сегодня надо дойти до пор. “Розовый слон”. Река имеет спокойный равнинный характер. Примерно посередине между порогами “Мостовой” и “Розовый слон” расположен порог “Блюдце”. Обычно это пологий слив с бочкой. В нашу воду все залито, осталась только серия невнятных валов. На участке от “Блюдца” до “Розового Слона” две шиверы 1 – 2 КС.

Порог “Розовый Слон” (4 КС) расположен за плавным правым поворотом. Чалка и просмотр по ПБ, главный слив можно также просмотреть по левому. Две протоки, основная левая, в ней крутой слив около 2.5 м высотой. В правой протоке слив более пологий, расход воды существенно меньше, чем в правой. По нашей воде проходимы обе протоки. После просмотра проходим по очереди правой протокой, при этом в бочке ломает весло у носового четверки. За порогом – широкий плес длиной 200 м, удобный для страховки, дальше – порог “Мельница”. Ставим страховку с воды, начинаем отработку левого основного слива. Первой проходит четверка, которую в сливе разворачивает полулагом, и ненадолго придерживает в бочке, ломая при этом второе весло. Кат-2-В тоже разворачивает лагом и киляет, людей в бочке не задерживает, а кат месит минут 5, и только после этого выплевывает. Страховка подбирает и людей, и судно. Кат-2-А заходит удачнее, и проходит чисто. После этого идем к порогу “Мельница” и встаем на стоянку на мысу ПБ.

Начиная от пор. “Розовый слон” по ПБ вдоль реки идет грунтовая дорога очень плохого качества. На пороге стоят несколько групп, но традиционное столпотворение начнется послезавтра, 9-го.

8-е мая. Солнечно, к вечеру приходит облачность. Возвращаемся всеми судами на “Слона”, ставим страховку с воды, начинаем катания. Кат-4 заходит неудачно и ложится в бочке. Его судьбу два раза повторяет кат-2-В, причем во второй раз обрывает упоры у левого гребца. Экипаж байдарки левый слив не идет. Страховка, как удачливые рыбаки, таскают из воды улов. После покатушек отдыхаем в лагере и начинаем отрабатывать “Мельницу” (3 – 4 КС). Порог образован развалинами старой электростанции, но техногенного мусора в основной части нет. Это короткий мощный косой слив, в котором вся река концентрируется очень узкой струей. Две жесткие бочки одна за другой перекрывают весь проход. У четверки отрывает упоры левого носового, двойки проходят удачно, матрос “Хатанги” проходит “Мельницу” в одиночку, удобно разместившись в грузовом очке байдарки и работая веслами как пропеллером. После “Мельницы” обедаем, собираемся и сплываем до порога “Каньон” (4 КС). Заход в “Каньон” перед островом, остров делит реку на 2 протоки, основная – левая с заходной шиверой. Перед сливом протоки сливаются. Слив пологий, более 2 м высотой, слева проносной пологий язык с мощной бочкой слева, более крутой язык с глубокой жесткой бочкой справа и котёл посередине. В нашу воду котел очень мощный, на взгляд реально может удержать и утопить свободно плывущего человека. Проходим по левому краю, сначала четверка, следом двойки и байдарка.

Следующий порог – “Храмина” (4+ КС), на заходе в который мы встаем лагерем на ПБ. Вечером собирается дождь, но к ночи заканчивается.

9-е мая. Солнечно, погода праздничная. С утра экипаж “Хатанги” прощается, обносит “Храмину” и сплывает до поселка Ууксу. Им надо быть в Москве на день раньше нас. Мы остаемся отрабатывать “Храмину”. Так же как и “Мельница” – это остатки старой финской электростанции довоенной постройки. Сохранились остатки водоотводного канала и колодца, в котором, видимо, размещалась турбина. Просмотр по ПБ. Порог начинается заходной шиверой с отдельными сливами менее 1 м и жёсткими валами. Основной слив пологий, высотой не менее 3 м. Слева язык пологий, бочка проносная, справа слив круче, резко огибает скалу ПБ, бочка косая, но тоже проносная. По центру крутой слив с каменной глыбы, за ним глубокая мощная бочка. На выходе из порога вторая ступень высотой около 1 м с бочкой, более мощной у ПБ. За порогом сразу начинается шивера, длиной более 1 км, поэтому данный порог требует грамотного и быстрого срабатывания страховки после оверкиля. Это приближает отработку “Храмины” к технике прохождения препятствий на горных реках с ограниченным пространством для страховки. Решаем занести двойку-В меньшего объема вниз и оставить на страховке. После этого порог проходят четверка, а затем два раза – кат-2-А, экипаж которого меняется. Каты оставляем в конце порога около лагеря группы, идущей параллельно с нами от “Каньона”, ночуем на вчерашней стоянке у входа в порог.

10-е мая. Летняя погода, солнце, температура под 20 градусов. Переносим в конец порога вещи, собираемся и стартуем в шиверу после “Храмины”. Шивера, постепенно ослабевая, тянется до самого поселка Ууксу. Здесь устраиваем антистапель на ПБ на территории базы “Три стихии”. Идем смотреть пятый падун. Основная протока левая, с ПБ не просматривается. Правая протока имеет сложный судовой ход, со сливами, бочками и двумя прижимами, последовательно к старой каменной стенке плотины и к острову, разделяющему протоки. После антистапеля связываемся с Ольгой Коломеец и уезжаем в Лодейное поле, откуда паровозом Петрозаводск – Москва уезжаем и утром 11-го мая высаживаемся в Москве.

 

Выводы и рекомендации

Наша группа прошла маршрут 3-й с элементами 4-й КС по рр. Лоймоланйоки и Ууксунйоки по высокой воде. Определяющими препятствиями маршрута являются пороги “Веер” и “Табун” на Лоймоле и “Розовый Слон”, “Мельница”, “Каньон” и “Храмина” на Ууксу. Также может представлять интерес “Пятый падун” в пос. Ууксу, но по некоторым данным, он может быть загрязнен техногенным мусором. “Табун” и все падуны Ууксу могут быть оценены 4-й КС за счет очень мощной воды и высокой вероятности оверкиля. При этом технически все эти препятствия достаточно просты: почти все зависит от правильного захода, не требующего сложных маневров, а далее все определяется скорее грамотной страховкой и умением членов экипажа правильно вести себя при самосплаве в мощных бочках после оверкиля. Бочки в “Слоне” вполне могут удерживать человека в случае потери весла, но вряд ли представляют опасность при умении сразу после киля не отпускать весло и ловить им донную струю.

Узкие рамы катамаранов снижают остойчивость, и, по-видимому, явились причиной части килей на “Розовом Слоне”. Баллоны и упоры катамаранов были изготовлены А. Гуцем из Черемушкинского турклуба. Поход выявил недостаточную надежность – три случая разрыва упоров, один из них – на гладкой воде. Соответственно, при заказе пошива у Гуца качество надо контролировать очень тщательно и в случае сомнений проверять до похода.

Также маршрут интересен тренировкой пешей части на переходе из Лоймолы в Ууксу. Здесь могут быть отработаны различные тактические схемы – например, можно перенести на оз. Полвиярви вещи и, оставив здесь часть группы, пройти налегке пор. Табун и волок.

В любом случае, маршрут представляет интерес чистой незатоптанной природой и широкими тренировочными возможностями перед летними походами.

 

Фото

 

IMG_0019Каты-ледоколы на оз. Сариярви

 

IMG_0065

Порог “Цис”

 

1

2

Порог “Табун”

 

IMG_5987 IMG_5981 IMG_5979 IMG_5978 IMG_0059

Волок с Лоймолы на Уксун

 

IMG_5988

Пенсанйоки

 

IMG_6105

Правая протока “Слона”. Бочка невзрачная, но злая.

 

Ууксу_Д-2 Ууксу_Д-3 Ууксу_Д-4 Ууксу_Д-5 Ууксу_Д-6

Четверка проходит главный слив “Слона”

 

Ууксу_Д-7 Ууксу_Д-8 Ууксу_Д-9 Ууксу_Д-10

Двойка-А в “Слоне”

 

Ууксу_Д-13 Ууксу_Д-14 Ууксу_Д-15 Ууксу_Д-16 Ууксу_Д-17

Киль четверки в “Слоне”

 

IMG_0307 IMG_0308 IMG_0309 IMG_0311 IMG_0318

Слон показывает норов

 

Ууксу_Д-20 Ууксу_Д-22 Ууксу_Д-23 Ууксу_Д-24Киль после потери матроса в результате отрыва упоров

 

IMG_0371

IMG_0373

IMG_0374

IMG_0375

IMG_0376

Байдарка в “Мельнице

 

DSC00712 DSC00724 DSC00729 DSC00730

Каты в “Мельнице”

 

DSC00771 DSC00766 DSC00730

IMG_0386

IMG_0387

“Каньон”

 

Ууксу_АШ-25 Ууксу_АШ-26 Ууксу_АШ-27 Ууксу_АШ-31 Ууксу_АШ-40 Ууксу_АШ-51

2

“Храмина”