Малка-2012

Справочные сведения

  1. Сроки проведения: 29 апреля – 7 мая 2012 г.
  2. Район: Северный Кавказ, республика Кабардино-Балкария.
  3. Нитка маршрута: г. Москва – г. Кисловодск – т/б “Долина нарзанов” на р. Хасаут – пеший переход до слияния р. Хасаут и р. Малки – р. Малка (сплав) – п. Хабаз – г. Кисловодск – г. Москва.
  4. Общее количество – 9 человек
  5. Средства сплава: катамараны 2-ки (4 шт.), одноместная байдарка «Каньон» – (1 шт.)
  6. Категория сложности: “короткая” тройка с элементами 4 к.с.
  7. Протяженность сплава: 37 км.
  8. Пешая часть: 5 км.
  9. Уровень воды: низкий
  10. Общее количество дней (Москва – Москва): 9 дней
  11. Заброска + пешеходная часть: 1 день
  12. Стапель: 1 день
  13. Сплав: 5 дней

 

СОСТАВ  ГРУППЫ

№      п. п. Фамилия, имя,

Отчество

Год рожде-ния Место работы/учебы Домашний адрес, телефон

 

Туристская подготовка    Распределение по судам, Обязанности в группе
1 Вайсман Леонид Григорьевич 1967 г. ООО «ТСД» (логист) г. Москва, ул.Липецкая 36/20, кв.184,

тел. (495) 3286139

Охта 3р, Льняная 2Р,  Писта 3у, Малка 3у Руководитель, кат-2, капитан
2 Сюткина Таисия Александровна 1993 г. МГУ (студентка) г. Москва, ул. Скобелевская 23/5 кв.26,
8-903-264-21-47
Кереть 3У, Льняная 2У Кат-2, матрос
3 Прокофьев Алексей Петрович 1988 г. ООО “Mail.Ru Group” (руководитель проектов) г. Москва, ул. Верхняя Масловка, д. 27, к.1,  кв. 68

8-926-871-38-19

Балбанью-Кожим 2Р, Кереть 3У, Чирка-Кемь 3У Кат-2, капитан
4 Спрогис Наталия Дмитриевна 1983 г. ООО “Mail.Ru Group” (руководитель направления UX исследований) г. Москва, ул. Верхняя Масловка, д. 27, к.1,  кв. 68

8-910-472-49-23

Балбанью-Кожим 2У, Кереть 3У, Чирка-Кемь 3У Кат-2, матрос
5 Гарбуз Давид Григорьевич 1978 г. ИМБ РАН (старший научный сотрудник) г. Москва, Рязанский пр-т, д.68, к.1, кв.322

8-926-166-87-66

Охта 3Р, Зеленчук 3У Кат-2, капитан
6 Корчагина Наталья Игоревна 1987 г. ГБОУ СОШ №428 (учитель) г. Москва, ул. Алтайская, д.19, кв.117

8-926-467-68-54

Балбанью – Кожим, 2У Кат-2, матрос
7 Шумовский Тимофей 1989 г. ООО ” Хендз Сервис” г. Москва, Звездный б-р, д.12, к. 2, кв.4 Льняная 2У, Б. Сестра 2У Кат-2, капитан
8 Мосолова Дарья Олеговна 1989 г. ДА МИД России (студент) г. Москва, ул. Родионовская, д. 2, к.1, кв.25

8-916- 684-42-02

Кереть 3У, Льняная 2У Кат-2, матрос
9 Павлик Сергей Владимирович 1989 г. Московский Физико-Технический Институт (студент) г. Москва, ул. Зарайская, д.64, кв. 41. тел 8-915-370-79-69 Явонь – 2У, Чирка-Кемь – Охта 3Р Байдарка, капитан

 

Сведения о катамаранах и экипажах, в порядке следования на воде

  1. Катамаран-1. «Буратино» К-2: Гарбуз Давид, Корчагина Наталья;
  2. Катамаран-2. «Буратино» К-2: Прокофьев Алексей, Спрогис Наталия;
  3. Катамаран-3. Объем 1200л., К-2: Шумовский Тимофей, Мосолова Дарья;
  4. Катамаран-4. «Буратино» К-2: Вайсман Леонид, Сюткина Таисия;
  5. Одноместная байдарка «Каньон»: Павлик Сергей

 

Обеспечение безопасности

Пороги «Первомайский», «Девичьи слезы», «Стражник», второй каньон – страховка первого судна с берега спасконцом, далее – с берега и с воды. Остальные препятствия – взаимостраховка судов с воды.

 

График движения на маршруте

 Дата  Дни

пути

Участок маршрута  Км Способ передвижения
   1.   2.        3.    4.      5.
29-30.04 1-2 Москва-Кисловодск 1 789 Поезд
30.04 2 Кисловодск – турбаза “Долина нарзанов”

Турбаза-устье р. Хасаут

36

 

5

Микроавтобус

 

Пешком

01.05 3 Стапель.

Сплав до устья р. Б. Лохран

7 Сплав
02.05 4 Слав до Лохранского каньона 10 Сплав
03.05 5 Дневка
04.05 6 Прохождение Лохранского каньона, сплав до теснины Тешкепюр 11 Сплав
05.05 7 Обнос теснины Тешкепюр. Сплав до пос. Хабаз

Антистапель
Хабаз – Кисловодск

 

14

 

150

Пешком

Сплав

 

Микроавтобус

06-07-05 8-9 Кисловодск – Москва 1 789 Поезд

 

Лоция р. Малки (малая вода)

  1. Через 200 м от устья Хасаута первый прижим, перед прижимом по центру лежит крупный камень, проход слева по струе трудности не представляет.
  2. Сильная шивера.
  3. По ПБ осыпь желтого цвета – ориентир пор. «Алексеевский». Можно просмотреть. По центру остров, основная протока – левая. Камни в шахматном порядке с прижимом в конце. В прижиме может быть негабарит. Сразу за порогом чалка на ПБ.
  4. За поворотом прижим к ПБ с сильным падением. Сразу за прижимом чалка к ПБ.
  5. Порог «Ворота». Гряда обливных камней с навалом на ЛБ. Возможен чистый проход только для катамаранов-двоек справа, что потребует четкого маневра. Для четверок проход по центру, пропустив какой-нибудь из обливняков между баллонами. Вдоль самого ПБ «канализация».
  6. Шивера с множеством обливных камней.
  7. Гряда камней с чуть большим падением напротив грота с ЛБ. Можно идти сходу.
  8. Долина реки расширяется, видно, что береговые полочки смыты, намыло множество новых горок-пляжей, есть мелкие протоки, река имеет странное, почти прямое русло (как канал). Такое впечатление, что оказались в карьере, где что-то добывают и при этом немереные кучи отвалов. Река – несложная шивера. Возможные места для стоянки загажены скотом. В конце долины, перед первым правым поворотом на ПБ есть место для стоянки в ольховом лесочке. Дров много. Сплав по долине занимает 15 мин по малой воде.
  9. Берега резко сужаются, река входит в Нижнемалкинское ущелье. Ущелье начинается прижимом к ПБ, сразу за ним каменистая отмель на ПБ, но чалиться надо на ЛБ напротив каменистого бома, примерно за 30 м до поворота.
  10. Пор. «Первомайский». Горка с большим падением и навалом на ЛБ, зуб по центру на выходе. Стоит посмотреть. За порогом чалка к ПБ.
  11. Шиверы с островами.
  12. Сильные шиверы, локального падения нет.
  13. После крутого правого поворота прижим к скале ЛБ, сразу заметна горка из обливняков с сильным падением, струя хорошо видна, проход по центру.
  14. Небольшая горка на правом повороте, сразу после нее. С обрыва ЛБ падает приток в виде множества мелких струек. Под струйками ярко-зеленый мох. Это ориентир порога «Девичьи слезы». Чалка к ПБ.
  15. Пор. «Девичьи слезы» – первое препятствие, которое действительно можно назвать порогом. Требует просмотра. На заходе струя чистая, сильно разгоняется и падает через 2 ступени обливняков, образуя в конце бочку. Это первая бочка, которая «кусает» катамаран.
  16. Через 100 м следующий порог «Кызылташ». Несложный. Чистая горка на левом повороте, в русле два больших черных камня, проход справа, слева выносит на галечную косу. Над порогом есть отличное место для стоянки.
  17. Прижим к скале ПБ с горкой перед самым прижимом, посмотреть можно от предыдущей чалки.
  18. Длинный, плавный левый поворот, ПБ крутой, река – шивера с четкой струей 200 м. Появляется сосновый лес. Впереди видна черная нависающая скала ЛБ – ориентир пор. «Стражники». Чалка к ПБ.
  19. Пор. «Стражники». Сложный. Еще издалека видны большие камни в русле. Три камня, навал на центральный. Два варианта.1-й вариант – проход с уходом влево от центрального камня, сразу за камнем уход в центр. 2-й вариант-то же самое, но слева. Вариант выбирается после просмотра в зависимости от уровня воды. За порогом несильный прижим к нависающей черной скале ЛБ.
  20. Далее сильная шивера 200-250 м с заметным падением.
  21. Пор. «Монастырский» представляет собой уменьшенную копию «Стражников» с тем же расположением камней и тем же маневром для прохождения. Чалка перед порогом на ЛБ. За порогом на правом повороте в стене ЛБ есть грот, а напротив приемлемое место для стоянки.
  22. Сильная шивера.
  23. С крутых скал ПБ водопадом впадает приток – ориентир Лохранского ущелья. Впереди видны скальные стены, порог на входе в ущелье, сильное падение. Чалка напротив притока-водопада, на широкую каменистую отмель левого берега. Рядом, на берегу, есть место для стоянки, но лучшее место находится дальше – над ущельем в сосновом лесу, сразу после перехода тропы через левый приток Малки – Малый Лохран. Здесь же красивейший водопад на М. Лохране.
  24. Лохранский каньон. Начало сразу за водопадом с ПБ. На заходе в каньон расположен порог, состоящий из горки полуобливных камней. Можно идти и слева, и справа, но чистого прохода нет ни там ни там, всё сильно забито камнями. Дальше несколько мощных сливов подряд. Это самое сложное место во всем каньоне. Река в каньоне представляет собой мощную шиверу. Есть несколько четких сливов и прижимов и две узости. Первая узость образована упавшим сверху куском конгломерата. Проход слева от конгламерата, ширина прохода 3 м, на заходе чистая несильная, места для четкого захода достаточно. Эта глыба постепенно размывается водой, вероятно когда то исчезнет. В конце каньона «узость», остатки порога «Амбразура». Узость довольно широкая, около 4 м, перед ней горка из обливняков с зубом по центру. Можно пустить зуб между баллонами, можно пройти между ним и ЛБ. В любом случае с горки легко смывает, не нарушая курса судна. В узости чистая струя. Это место предварительно можно посмотреть, зачалившись на отмель ПБ после последнего прижима. Затем все чисто, чалка к отмели ЛБ.
  25. Дальше идет самый сложный для ориентирования участок реки. Впереди находится теснина Тешкепюр, попадание в которую крайне нежелательно. Теснина представляет собой узкую, чуть больше метра, извилистую щель в скальных берегах с вертикальными стенками высотой 3-4 м. Четких ориентиров её нет. Начинается она сразу за одним из левых крутых поворотов, причем вход в неё заметить трудно, резкий левый поворот и сразу начинается теснина. Ближе к теснине «Тешкепюр» падение заметно усиливается, два ощутимых слива на плавном правом повороте и сразу чалка на ЛБ. Чалка очень сложная, на хорошей струе. При нашей воде можно было выброситься на камни у левого берега. При более высокой воде эти камни, очевидно, будут залиты водой. Хороших четких ориентиров места чалки нет, есть косвенные. Так как ошибиться нельзя, необходимо обращать внимание на все:
  26. От Лохранского каньона по ЛБ тянется сосновый лес. Первое место, где лес начинает отступать – искомое.
  27. На фоне довольно ровной шиверы резко усиливается падение.

Самый надежный способ избежать попадания в теснину, это сплошной просмотр реки от Лохранского каньона. Начинать его можно через 5 минут сплава. Здесь в русле лежит огромный камень-ориентир прямоугольной формы. После прохождения камня-ориентира надо осматривать каждый поворот, намечая место очередной чалки. Пренебрежение этим может привести к попаданию в Тешкепюр, с неизбежной чрезвычайной ситуацией в виде поломки рамы катамарана и тяжелого самосплава с неизвестным исходом.

  1. Обнос. За тесниной номер один есть ещё «Тешкепюр 2» и «Тешкепюр 3», совсем узкая щель, шириной полметра. Обносить лучше сразу все три теснины по хорошей тропе левого берега. Спуск судов на воду сразу за мостом через Малку. В начале тропы обноса находятся хорошие места для ночевки. Места есть как внизу у воды, так и наверху. В конце обноса лучше этого не делать, т.к. там приходит новая дорога снизу из Хабаза, до которого рукой подать.
  2. Средние шиверы. Чем ближе к каньону « Короткий», тем сильнее.
  3. Каньон «Короткий». Перед каньоном шиверы начинают усиливаться. Собственно порог находится довольно далеко от начала усиления шивер. Поэтому надо сделать несколько промежуточных чалок, чтобы не влететь сходу в порог. Порог сложный, в небольшом каньоне с отвесными стенками и карманами в них. Навал на стенки и карманы сильно зависит от уровня воды. Резкие повороты, необтесанные скальные обломки в русле и такие же стенки характерны для этого порога. В конце каньона мостик, за ним чалка к ПБ.
  4. Сильные шиверы вплоть до Хабаза. Появляются ощутимые бочки, прижимы, постоянно требуется повышенное внимание. Поселок виден издалека. Перед самым поселком на левом берегу Малки есть большая поляна для антистапеля, сюда же может подъехать машина. Основная дорога начинается немного дальше, в самом поселке. В поселке есть множество мелких магазинов, а также завод по разливу минеральной воды из местного источника.


Заброска, пешая часть и отъезд с маршрута

Заброска. До Кисловодска из Москвы добирались поездом Москва-Кисловодск № 004С (29 апреля в 8:10 отправление с Казанского вокзала, 30 апреля в 11:09 прибытие в Кисловодск). Микроавтобус был заказан заранее, стоимость на группу – 2,5 тысячи, погрузка заняла около 30 минут. Дорога до турбазы «Долина Нарзанов» хорошая, заняла около 1,5 часов, с остановкой, чтобы забраться на ближайший холм и полюбоваться Эльбрусом. Документы негде не проверяли. Погода отличная.

1. Дорога до турбазы, вид на Эльбрус

Фото 1. Дорога до турбазы, вид в сторону плато Кинжал и г. Эльбрус

Пешая часть. Рядом с турбазой «Долина Нарзанов» выгрузились из микроавтобуса (правда, оказалось, что до нужного места нас не довезли порядка полукилометра). По мостику перешли р. Хасаут. Дальше – пешка 5 км по левому берегу р. Хасаут до ее слияния с р.Малкой, которая заняла около 4 часов.

2. Мост через Хасаут, начало пешки

Фото 2. Мост через Хасаут, начало пешки

Тропа практически везде нормальная (за исключением 2-3 непродолжительных участков). Через полкилометра после начала пешки тропа резко поднимается в гору для обхода скального бома. Далее – крутой спуск в долину реки. В другом месте скала перегораживает тропу, и можно идти либо по ней, (понадобятся веревочные перила), либо вброд по реке Хасаут (вода по колено, но течение не очень сильное). Было принято решение переходить реку вброд. Рамы были оставлены на берегу перед бродом, мужчины за ними возвращались.

4. Брод через Хасаут

Фото 3. Брод через Хасаут

Дальше продолжается хорошо натоптанная тропа по левому берегу. Сложность – сама тропа узкая и проходит по крутому склону.

3. Тропа по ЛБ Хасаута

Фото 4. Тропа по ЛБ Хасаута

На месте слияния рек есть большая поляна для стоянки и стапеля, чуть не доходя до которой находится приток с чистой питьевой водой. С дровами проблем также не было.

Выброска. От пос. Хабаз до Кисловодска выбрасывались на микроавтобусе, заказанном заранее (цена на группу: 2,5 тысячи). Ночевка на вокзале в г. Кисловодске, а в 9 часов утра отправление поездом №: 143С Кисловодск – Москва. Прибытие в Москву – 7 мая в 15:38.

 

Описание сплава

День первый – стапель, сплав до устья р. Большой Лохран. (01.05.2012)

С утра был стапель, на воду встали около 12 часов. Река узкая, с мощным течением и постоянными шиверами.

5. Малка

Фото 5. Река Малка в долине (одно из самых широких мест)

Тренируем чалки. Т.к. серьезных порогов лоция не обещает, и в группе есть человек, бывший на реке 2 года назад, идем все без просмотра. Серьезных препятствий, требующих просмотра, нет. Несколько экипажей встречаются в этот день на реке с камнями, с которых сразу удается соскочить. Оверкилей нет. Встаем достаточно рано в конце долины (п.8 Лоции) в ольховом лесочке. Часть группы уходит в радиалку на ближайшую гору.

6. Долина р. Малка

Фото 6. Вид на долину р. Малки с горы рядом с 1й стоянкой

 

День второй – Слав до Лохранского каньона. (02.05.2012)

Первые серьезные пороги: «Первомайский» (п.10 Лоции), «Девичьи слезы» (п.15 Лоции) и «Стражник» (п.19 Лоции). Все эти пороги требуют просмотра.

Все пороги шли походным порядком. Каждый раз был общий просмотр, обсуждение линии движения. Устанавливалась страховка с берега гранатой («морковкой»). Первый катамаран, прошедший порог (Гарбуз – Корчагина), вставал ниже порога и организовывал страховку с воды.

Порог «Первомайский» представляет собой 2 ступени с резким поворотом направо, и, следовательно, прижимом к ЛБ. На заходе несколько крупный камней. В самом пороге нужен несложный маневр.

7. порог Первомайский

Фото 7. Прохождение порога «Первомайский». Л.Вайсман – Т.Сюткина

В пороге «Первомайский» произошел киль одного экипажа из-за малого литража катамарана, не закаяченных баллонов (на нижней ступени порога катамарану «закусило» нос, тогда как все «Буратины» прошли это место без проблем) и слабых упоров (потом их перетянули). Кат и экипаж выловили страховкой с берега спасконцом.

8. Порог Первомайский

Фото 8. Прохождение порога «Первомайский». Киль Т.Шумовского – Д.Мосоловой

Следующий порог – «Девичьи слезы». Перед ним красивый ориентир на ЛБ – приток в виде множества мелких струек, а камни поросли ярким мхом.

9. Ориентир по ЛБ перед порогом Девичьи слезы

Фото 9. Ориентир на ЛБ перед порогом «Девичьи слезы»

Порог «Девичьи слезы» также просмотрели, шли в установленном порядке. Страховка с берега и с воды. Сам порог представляет собой несколько ступеней с небольшим поворотом влево в самом пороге, и поворотом направо сразу после него. В русле несколько крупных камней и несколько обливняков, которые нужно обойти, чтобы не «сесть» на них рамой. После этого поворота – чалка на ЛБ.

10. Порог Девичьи слезы

Фото 10. Прохождение порога «Девичьи слезы». Д.Гарбуз – Н.Корчагина

Между порогами «Девичьи слезы» и «Стражником» произошел киль каяка, страховка катамараном с воды сработала адекватно, потерь не было.

Порог «Стражник» просмотрели, организовали страховку, прошли в установленном порядке. Уровень воды был ниже среднего, вода через камень на заходе в порог не перехлестывала, но навал на него идет сильный. Обошли Стражника по ПБ, потом резкий поворот направо. Фотосъемку порога организовать забыли. Имел место второй оверкиль экипажа Шумовский – Мосолова, кат вместе с экипажем выловила береговая страховка спасконцом.

11. Групповое фото

Фото 11. Групповое фото после прохождения порога «Стражник» (не хватает А.Прокофьева, он снимает)

Дальше шли без просмотра, не заметили ориентир и половиной группы влетели в Лохранский каньон (п.24 Лоции). То, что в имеющейся лоции называется «широкая каменистая отмель по ЛБ» уже поросло молодым лесом и не выделяется из общего пейзажа, нужно быть внимательнее. Из ориентиров остается увеличение скорости потока, нависающая скала по ПБ и приток в виде водопада по ПБ прямо перед входом в каньон.

12. Приток на ПБ перед Лохранским каньоном

Фото 12. Приток на ПБ перед Лохранским каньоном

На входе в ущелье – неприятный порог с сильным прижимом к ПБ. Два катамарана с трудом зачалились сразу после него (сильное сужение русла, чалка на мощной струе), еще один чуть дальше – перед остатками порога «Амбразура». Еще 2 катамарана успели зачалить до входа в каньон. Стоянку устроили на удобной полочке в самом начале Лохранского каньона.

 

День третий – дневка. (03.05.2012)

Устроили дневку, просмотрели Лохранский каньон. Часть группы ушла в радиалку на несколько часов на ближайшую гору.

13. Радиалка от Лохранского каньона

Фото 13. Радиалка от Лохранского каньона (С.Палик, Т.Сюткина, Т.Шумовский, Д.Гарбуз)

День четвертый  – Прохождение Лохранского каньона, сплав до теснины Тешкепюр. (04.05.2012)

Прошли Лохранский каньон. Из неприятного – сильный прижим к ЛБ в самом начале каньона, перед впадением М.Лохрана.

14. Сильный прижим к ЛБ в Лохранском каньоне

Фото 14. Сильный прижим к ЛБ в Лохранском каньоне

15. Водопад на р. М.Лохран

Фото 15. Водопад на р. Малый Лохран

Остатки порога «Амбразура» – чистый проход по ЛБ. Завалов не встретили.

После каньона – медленное продвижение со множеством чалок, чтобы не влететь в Тешкепюр (п. 24 Лоции). Зачалились вовремя, перед тесниной благодаря малой воде была удобная чалка по ЛБ.

16. Место чалки перед Тешкепюром

Фото 16. Место чалки перед тесниной Тешкепюр (вид с места стоянки)

Стоянку устроили на горке в самом начале теснины, прогулки вдоль теснины, общение с местными пастухами.

17. Теснина Тешкепюр

Фото 17. Теснина Тешкепюр-1

 

День пятый  – Обнос теснины Тешкепюр. Сплав до пос. Хабаз. Антистапель . (04.05.2012)

Обнесли теснину Тешкепюр, сначала идет неплохая тропа, затем – выход на дорогу. Дальше вообще дорога идет вдоль реки – неприятно.

18. Обнос теснины

Фото 18. Обнос теснины Тешкепюр по дороге

Проведены спасработы по доставанию из завала в теснине «Тешкепюр-3» каски одного из участников, упущенной 2 днями раньше в Лохранском каньоне.

19. Спасение каски

Фото 19-20. «Спасение каски» из теснины Тешкепюр

Сплав до начала каньона «Короткий» (п.28 Лоции), просмотр по ЛБ (там уже идет автомобильная дорога, по которой и шли). В самом каньоне порог на входе, несколько прижимов по ходу каньона и сложный порог на выходе с прижимом к ПБ и карманом. Организована фотосъемка, страховка на выходе из каньона (с воды и с берега). Шли установленным порядком.

21. Порог на выходе из каньона Короткий

Фото 21. Порог на выходе из каньона Короткий. А.Прокофьев – Н.Спрогис.

22. Порог на выходе из каньона Короткий

Фото 22. Порог на выходе из каньона Короткий. С.Павлик

Дальше продолжается несильная шивера до Хабаза. Не доходя до Хабаза устроили антистапель на удобной поляне. Вечером пришел заказанный заранее микроавтобус: погрузились и поехали ночевать на вокзал в Кисловодск.
Выводы и рекомендации

  • Из-за сложности заброски река не пользуется большой популярностью, за время похода не встретили ни одну группу. Также отсутствуют населенные пункты и дорога на большей части маршрута. «+» – отсутствие людей, красивейшие места, не затоптанная река; «-» – при внештатных ситуациях сложности с выброской;
  • Сплав имеет хорошую динамику из-за обилия камней в русле и значительного уклона реки (местами до 15 м/км). Сплав довольно эмоционален, требует постоянного внимания, быстрой реакции и слаженной работы экипажа. Особые требования предъявляются здесь к технике чалки катамарана (все чалки на сильной струе, на ограниченном пространстве);
  • Группа была небольшая (9 человек), что оказалось оптимально, т.к. не мешали друг другу на воде, и всем хватало места для чалок (что при увеличении количества участников может стать проблемой).
  • На маршруте вполне возможны завалы, с которыми мы не столкнулись. Зато было много прижимов. Мы шли по малой воде, по большой воде степень серьезности препятствий возрастет, а часть полок для чалки может быть залита водой.
  • Большой интерес представляют 2 каньона: Лохранский и Короткий, с отвесными стенами, большим количеством прижимов, сложностями при просмотре и прохождении. Реальную опасность представляет теснина Тешкепюр, куда попадать категорически нельзя, т.к. зачалиться и выбраться из нее уже не представляется возможным: в самой теснине большое количество завалов, а сужение идет до 0,5 метра, все это неизбежно ведет к поломке катамарана и опасному самосплаву с неизвестными последствиями.
  • Сложность реки возрастает постепенно, что дает возможность «раскачаться» перед сложными участниками в нижнем течение реки.

 

Литература

При подготовке к походу и при написании отчета были использованы следующие материалы:

  1. Отчет по сплаву по р. Малка 2007 г. КВТ МГУ https://skitalets.ru/tourism-types/all/otchet-o-turistskom-puteshestvii-vodnoy-shkoly-spetsializirovannogo-urovnya-po-reke-malka-severnyy-k_1890
  2. Отчет по сплаву по р. Малка 2010 г. КВТ МГУ http://prostogrebi.ru/publ/malka_2010/5