ОТЧЕТ о водном путешествии шестой категории сложности в районе Алтая по маршруту м/с Бертек – р. Ак-Алаха (сплав) -р. Кара-Алаха (Новосибирский каньон) – р. Аргут – р. Катунь – пос. Чемал, совершенном с 7 августа по 2 сентября 2004 г.

Московский городской совет по туризму и экскурсиям

ОТЧЕТ
о водном путешествии шестой категории сложности в районе Алтая по маршруту м/с Бертек – р. Ак-Алаха (сплав) -р. Кара-Алаха (Новосибирский каньон) – р. Аргут –
р. Катунь – пос. Чемал, совершенном с 7 августа по 2 сентября 2004 г.

Маршрутная книжка № 1/4-608.

Руководитель группы – Зыков Константин Анатольевич.
Адрес: Астрадамская, д.6, корп. 1, кв. 11.

СОДЕРЖАНИЕ

ПАСПОРТ МАРШРУТА.
1. Вид туризма — водный.
2. Район путешествия — Алтай.
3. Маршрут — г. Барнаул — м/с Бертек — р. Ак-Алаха (сплав) — р. Кара-Алаха («Новосибирский каньон») — р. Аргут — р. Катунь — пос. Немал.
4. Способ передвижения — катамараны.
5. Категория сложности — шестая.
5. Протяженность водной части — 390 км
6. Количество дней путешествия (активная часть) —18 дней.
7. Время проведения путешествия — август 2004 г.
8. Количество участников — 9.

СПИСОК УЧАСТНИКОВ.

ВЫБОР МАРШРУТА.

Требовалась несильная шестерка на Алтае. Район был нам достаточно хорошо знаком. Так Зыков, Старостин и Прахова прошли р. Онгураш – Шавла -Чулышман, Зыков и Красноперов – Карагем, Зыков – Кара-Алаху и Шавлу, Захаров – М. Сумульту, Захаров, Дмитрий и Анна Шварц – Башкаус – М. Сумульту. Р. Ак-Алаха была пройдена рядом наших общих знакомых и давно привлекала нас.

КОНСТРУКЦИИ СУДОВ И ЭКИПАЖИ.

Маршрут был пройден на двух четырехместных катамаранах.
Кат. 4-1 – четырехбаллонный катамаран с плоской палубой. (В
каждом чехле 2 баллона, разделенных продольной перегородкой.) Диаметр каждого баллона – 45 см. Длина катамарана -5м. Имеются носовые, кормовые и центральные наплывы. (На данном маршруте центральные наплывы ни разу не использовались.) Рама деревянная, ширина – 220 см.
Кат. 4-2 – двухбаллонный катамаран (каждый баллон разделен на две секции поперечной перегородкой). Имеются носовые и кормовые наплывы. Диаметр каждого баллона – 60 см. Длина катамарана – 5м. Рама дюралевая, ширина – 220 см.

Распределение экипажей по судам указано в разделе “Список участников”. На маршруте происходили следующие отклонения.
Пару дней в начале похода, из-за сильного пореза пальца у Захарова, на простых участках Прахова или Инвалев замещали его на кат. 4-2. “Новосибирский каньон” Кара-Алахи проходился одним кат. 4-2 в составе: Захаров – капитан, Красноперов, Д. Шварц, А. Шварц. После вдп. Сапожникова из-за растяжения мышц спины Шеваль стал постоянным пассажиром на кат. 4-1. Катунь после пос. Иня проходилась только кат. 4-1 в составе: Зыков, Инвалев, Красноперов, Прахова, Старостин из-за отъезда остальных участников.

ПОДЪЕЗДЫ И ОТЪЕЗДЫ.

ПОДЪЕЗДЫ.

Начало маршрута проходит в пограничной зоне. Для успешного общения с пограничниками в Федерации спортивного туризма г. Москвы было оформлено письмо с паспортными данными всех членов группы (см. приложение). За месяц до похода оно было отправлено по факсу в погранотряд, расположенный в пос. Акташ. Позднее пришлось повторить отправку факса, добавив в список водителя, осуществлявшего заброску группы. Факс погранотряда:(38836)23353. Тел. зам. нач. отряда: (38836)23654. Об автомобильной заброске до бывшей м/с Бертек было договорено заранее с братьями Демьяновыми из Новосибирска. Стоимость заброски – 23 тыс. руб. Координаты Олега и Юрия Эдуардовичей Демьяновых: (3832)330896 или (3832)332458, www.hardtur.mail.ru.
Укажем здесь также координаты фирмы ООО “БийскАлтайТур”: Замчалов Иван Юрьевич, (3854)233111, ivan@mail.biysk.ru. Они также осуществляют заброску туристов, в том числе и на ГАЗ-66. Через Замчалова мы узнали координаты погранотряда.

Поездом из Москвы можно ехать как до Новосибирска, так и до Барнаула. Мы предпочли первый вариант, так как до Барнаула были только боковые полки. К тому же новосибирский вариант позволял нам провести дома еще три часа.

7.08 в 23.19 Зыков, Старостин и Шеваль выехали из Москвы: поездом № 68 Москва – Абакан. Стоимость плацкартных билетов 1404,8 руб.

8.08 в Балезино к нам присоединился Красноперов (все 4 билета были взяты от Москвы, что помогло нам решить проблемы с большим весом багажа).

10.08. В 3.15 по московскому времени прибыли в Новосибирск. Как и ожидалось, встретились с Олегом Демьяновым и на машине ГАЗ-66 выехали в Барнаул. Местное время – +3 часа к московскому. В 12 ч. по местному времени мы в Барнауле. Встретили Юлю и Сашу, прилетевших самолетом (стоимость билета 3000 – 5000 в одну сторону). Связались по мобильному телефону с последней подгруппой из трех человек. Они закончили маршрут по Урсулу и ждут нас в Усть-Семе. После отправления телеграммы о выходе на маршрут, поехали дальше. Обедали в кафе на трассе. В 19 ч. остановились на ночевку на Семинской поляне, предварительно встретившись с подгруппой Шварца. С нами ночует Юрий Демьянов, едущий навстречу.

11.08. Подъем дежурных в 6.30. Выехали в 9. Обедали в кафе в Онгудае. Следующую остановку сделали на Чуе. Здесь запаслись дровами. (На месте будущего стапеля дров нет.) На островах вырубили продолины для рамы К-4-1. (Поперечины приехали вместе с подгруппой Шварца.)
В Акташе заехали в погранотряд, расположенный левее трассы. Написали заявление на имя начальника погранотряда, добавив к паспортным данным, указанным в письме (см. приложение) даты рождения. Более часа ждали пропуска в погранзону. В итоге пропуск был получен. При этом утверждалось, что от следующих групп будут требовать постановки на учет в МЧС Горно-Алтайска и наличие связи с группой. (Спутниковых телефонов получается?) Возникновение проблем предвещало наличие в пропуске записи о необходимости его возвращения по месту выдачи. Свой пропуск, в дальнейшем, мы отправили обратно с водителем. Как позднее выяснилось, на каждой заставе можно взять отдельный пропуск до следующей заставы.
На ночевку остановились на берегу Чуи уже в сумерках, километров 20 не доезжая до Кош-Агача.

12.08. Подъем в 8.00. Выехали в 9. В Кош-Агаче сворачиваем с Чуйского тракта направо. Километров через 20 начинается погранзона. После проверки пропуска на заставе движемся далее.
На развилке Беляши – Калгуты поворачиваем налево – на Калгуты. Обед без костра во время краткого ремонта машины. Основная дорога в объезд перевала “Теплый ключ” завалена при недавнем землятресении. Едем через рудник Калгуты и перевал. Дорога здесь тяжелая. Круто вверх. Очередная застава после спуска в долину р. Калгуты. Затем едем вдоль колючей проволоки, местами по болоту. На мосту через Ак-Алаху в 21.30. Выше по течению видны огни следующей заставы. Ее посещение решили отложить на следующий день. Однако после отбоя были разбужены конным нарядом. Это избавило нас от необходимости визита на заставу.

ОТЪЕЗД.

28.08. В 11.30 мы приплыли в пос. Иня. Отсюда уезжают четверо (Д. и А. Шварц, Захаров, Шеваль). В 14.00 был завершен антистапель. Однако уехать в этот день не удалось. Ночевали в районе автомобильного моста через Катунь. Место неудобное. Возможны гости. У нас проблем не возникло.

29.08. Подгруппа Шварца утром легко села в маршрутку до Горноалтайска (400 руб. с человека). Из Горноалтайска уехали в Новосибирск на “Волге” (600 руб. с человека). Ж/д билеты Новосибирск – Москва купили без проблем.
Остальная часть группы плыла по Катуни до пос. Чемал. В Чемале были 30.08 около 13 часов. Взяли билеты на автобус до Новосибирска, отходящий в 20 ч. (Юля и Саша на этом же автобусе ехали до Барнаула, а потом самолетом в Москву.) С рассветом были в Новосибирске, где без проблем купили билеты до Москвы. В Москве были днем 2.09.

ГРАФИК ДВИЖЕНИЯ.


Время движения дано с включением времени привалов и просмотров, но без времени обеда.

Р. АК-АЛАХА ДО СЛИЯНИЯ С КАРА-АЛАХОЙ.

Уровень воды на этом участке был ниже среднего.
Основные препятствия этого участка сосредоточены в следующих каскадах:
-Жанжикульский каскад (пр. 4-8). Протяженность 5 км.
-Талды-Булакский каскад (пр. 9-11). Протяженность 2 км.
-Верхне-Ак-Алахинский каскад (пр. 12-15). Протяженность 2 км.

13.08. Утром иней. Днем солнце и ветер. Во второй половине дня кратковременные дожди. Стапель. Машина отправилась в обратную дорогу. После обеда Захаров сильно порезал палец. Забинтовали, наложили шину. Отплыли в 18.00. Вдали на левом берегу (далее -л.б. и п.б.) видны развалины м/с “Бертек”. Подплыв, потратили 30 мин. на осмотр и съемку. После 20 ч. проплыли поселок без жителей. На ночевку встали в 20.50 на п.б. перед правым притоком. За ним к реке справа подходят горы. Вдали видно зимовье. Вблизи стоянки на берегу массив глинобитных построек -видимо кладбище. Дрова привезли с собой. Пассажир в этот день -Захаров.

14.08. Стартовали в 10.20. Несложные шиверы и перекаты. Иногда протоки. Вскоре слева к реке подходит небольшой лесок. В 12.45 встали на обед на л.б. у второго леса. После обеда препятствия усложнились.

Пр. 1. Порог длиной 50 м. Выходы скальных пород по п.б. обрываются к воде (высота 5 м). Начинается входной шиверой (80 — 100 м). Много камней. Затем правый поворот (далее в тексте п.п. и л.п.). На выходе гряда надводных и обливных камней от л.б. До следующего препятствия мелководные шиверы, островки.

Пр. 2. Порог длиной 80 м. Расположен на небольшом л.п. Четких ориентиров порога нет. Начинается входной шиверой. Затем уклон возрастает. Слева крупнокаменистая отмель, справа бровки скального берега. Узкие сливы между крупных камней.

Пр. 3. Через 300 м, на л.п. Порог длиной 70 м. У п.б. надводные камни. Слабее предыдущего препятствия. Через 20 мин. сплава слева распадок – р. Байбкунь. Через 1 км начинается Жанжикульский каскад. На п.б. зимовье. Напротив зимовья

Пр. 4. Мощная шивера. Три гряды надводных камней перегораживают реку. Расстояние между грядами 100 м. В первых двух грядах проходы у п.б. В третьей гряде проход левее. Ниже третьей гряды камни в русле.

Пр. 5! Пор. “ТКТ-86”. Расположен на п.п. в 400 м от пр. 4. Просматривали с п.б. Длина пор. 50 м. На заходе в пор. валы, далее бочка в центре. За ней обливняк у л.б. На выходе еще одна бочка. П.б. невысокий, скальный. Вдоль л.б. — каменистая отмель. Зразу после порога чалка на п.б. для просмотра шиверы и пор. “Лом”.Через 100 м после пр. 5 начинается мощная шивера длиной 100 м. Бурная прямая струя приводит на группу надводных камней. С обоих сторон узкие проходы. Через 50 м сужение до 10-15 м. Это

Пр. 6!! Пор. “Лом”. Л.б. – крупнокаменистая отмель. Справа выходы скальных пород. Осмотр с п.б. На заходе струя делится на три части. Затем 10 м потока с легким прижимом к п.б. и мощный слив 1,5 м. Слева слив мощнее. Совсем справа – обливняк. Заходили в порог по центральному входу. В основной слив правее центра уйти не получилось. У К-4-1 проблем не возникло. У К-4-2 после основного слива заметно подкинуло нос. Страховали спасконцами с п.б. Ночуем за пор. на п.б. Пассажир – Инвалев (в “Ломе” он заменил Прахову).

15.08. Весь день солнце. Отплыли в 10.00. После “Лома” 400 м несложной шиверы. Затем

Пр. 7. Мощная горка с обливными зубьями. Длина 100 м. Весьма фотогеничное препятствие. Осматривали с высокого п.б. В порог два входа, разделенные группой камней. Далее бурный участок с редкими обливняками. Затем прижим к п.б. на л.п. На выходе мощная бочка через все русло. Слева обливняки, в центре чище. За порогом большое улово у л.б.
Заходили в порог через левый проход. Прошли без приключений. Далее участки быстротока и шиверок. Слева виден распадок р. Жанжикуль.

Пр. 8. Порог “Труба”. Длина 200 м. Скальный коридор с большим /клоном. Начинается на небольшом л.п. Затем п.п. Мощная но чистая струя, бочки, валы до 1,5 м. Начало порога хорошо видно с воды. Шли сходу.
Ниже шиверки, перекаты, на п.б. зимовье – конец Жанжикульского каскада. По л.б. крупнокаменистая осыпь. От устья второго ручья оправа начинается Талдыбулакский каскад. Распадки ручьев плохо заметны. Ориентир каскада – выход скал п.б. Каскад начинается мелководной шиверой длиной 200 м. Шивера почти без перерыва переходит в первую ступень пр. 9.

Пр. 9! Пор. “Сольфеджио”. Просматривали с л.б. Две ступени.
1-я ступень – мощная крутопадающая шивера длиной 100 м. Л.б. -крупнокаменистая отмель. П.б. – скалы. Основная струя несется вдоль скал п.б. Ближе к концу горки – навал на выступ скал. Однако заход справа завален камнями. Приходится заходить левее и потом уходить в основную струю направо. Более чистый уход перед большим камнем на который идет сильный навал. Можно уходить и за камнем, слегка цепляя небольшие надводные камни. После первой ступени слева впадает р. Талды-Булак. В устье большое улово. Здесь река делает крутой (на 90 градусов) поворот направо. По центру идет короткий быстроток. У п.б. узкий участок спокойной воды.
Сразу за поворотом 2-я ступень. Слева слив между группами камней. Есть прижим к камням у л.б. Далее бочка, струя из которой выносит на надводный зуб. У п.б. узкий чистый слив. Ниже еще пара широких ворот со сливами между крупных камней.
После порога участок спокойной воды.
При заходе в первую ступень К-4-1 у правого носового оборвался эдин из упоров (сказалась смена экипажа) поэтому четко уйти направо перед прижимом к камню не получилось – задели кормой. Остаток ступени прошли по плану. Далее капитан скомандовал чалку для отдыха к п.б. Однако носовые не стали прилагать для этого больших усилий. В итоге получился только
разворот. Обратно развернуть не успевали и первый слив второй ступени прошли кормой. Развернулись перед следующими воротами. К-4-2 обошел камень с прижимом в первой ступени слева. После ступени отдыхал / л.б. Вторую ступень прошел без проблем.

Пр. 10! Сразу после спокойного участка. Длина 30 м. Желателен просмотр. П.б. – осыпь, л.б. – обрыв. Группа камней в
центре русла. Справа – проход шириной чуть более 2 м и маневром. Слева аналогично – узкий проход-слив приводящий на скалы. Основная струя перед скалами резко уходит правее. Ниже – быстроток. К-4-1 пошел сходу по правому проходу. В результате ошибки на заходе задели небольшой камень и развернулись кормой. В таком положении не смогли сделать резкий поворот и посидели на камнях в узкой части слива, просигналив к-4-2 о необходимости просмотра. После просмотра к-4-2 прошел по левому проходу, проехав левым баллоном по скале в месте резкого ухода воды направо. После быстротока и л.п.

Пр. 11. S-образная шивера. Длина 300 м. В русле остров. Правая протока забита камнями. Шли центральной протокой (в большую воду возможно появление левой протоки). На входе в протоку камни. При соединении проток валы и обливняки. Конец Талды-Булакского каскада.
Вскоре остановились на обед на л.б. Здесь на п.б. расположено зимовье. Отплыли в 16.00. Ниже 6-8 км мелководных шивер и плесов. Перед устьем правого притока р. Каракунтай особе противный участок проводки. После устья появляются песчано-глиняные обрывы на л.б. Начинается Верхне-Ак-Алахинский каскад. Пора готовиться к чалке перед пр. 13.

Пр. 12. Мощная шивера с островом. Длина 100 м. – Не выделили.

Пр. 13!! Пор. “Скат”. Одно из сильнейших пройденных в этом походе препятствий. Ориентир порога – впереди рост уклона на
л.п., сразу за которым следует п.п. После л.п. крупные камни, нс проходы широкие. Чалка для просмотра перед л.п. на п.б. Здесь в камнях впадает ручеек. Далее п.б. – высокая, поросшая лесом террасса. В реке после п.п. 3 гряды обливных камней с мощными бочками на прямом участке. Далее камень в центре и камень на л.п. Левее камня струя валит на большой обливняк.
Правее камня слив шириной 2,5 м (правее – гряда камней от п.б.) . За сливом также есть обливняки в последующей шивере. У л.б. выходная шивера мощнее, в конце серьезная бочка. Справа сложнее маневр между обливняками. Длина основной части порога – метров 300. Далее шивера попроще. На л.п. в середине порога справа впадает еще один ручеек.
Окончили сплав перед “Скатом” в 18.00. Стали лагерем над порогом.

16.08. “Скат” прошли без вещей. На заходе в трубе шли справа. Далее левым носом прижимались к обливняку на л.п. в середине порога. Потом шли под л.б. Страховали тремя спасконцами с п.б.

Пр. 14. Порог-шивера. Длина 150 м. В шивере остров. Шли правее острова по основной протоке. При слиянии проток узкие
ворота между надводными зубьями. Через 50 м за п.п. преп. 15.

Пр. 15! Пор. “Спагетти”. Мощная шивера длиной 500 м. Начало за п.п. Слив у п.б. Ниже обливняки, бочки, валы на прямом участке. Заканчивается после л.п. Мы просмотрели начало шиверы с п.б. Далее простые перекаты и быстроток с островами 1 км до устья Кара-Алахи. Стрелка Кара-Алахи и Ак-Алахи очень эффектна — сливаются молочно-белая и прозрачно-черная струи. На Л. Б. Кара-Алахи чуть выше стрелки — отличная стоянка. Встали на обед и полудневку. Солнечно. Попытались разведать путь до 4-го «Новосибирского каньона» Кара-Алахи. Оказалось значительно дальше, чем мы рассчитывали, но охота пуще неволи.

Р. КАРА-АЛАХА. ЧЕТВЕРТЫЙ КАНЬОН.

До конца каньона от слияния Кара-Алахи и Ак-Алахи 8 км по прямой и 11 км по реке. Вечером обсуждались разнообразные варианты пути, в итоге решили подниматься вверх по реке, что оказалось правильно.

17.08.
Течение в Кара-Алахе несильное, по берегам часты песчаные отмели, поэтому удается либо подниматься на веслах, либо проводить суда на чалке.
Сложный участок начался через 4 часа (10 км подъема). Сначала встретился перекрывающий почти всю струю упавший кедр, за ним порожек со скалами в русле (первый на реке), а выше непрерывный каменистый перекат. Берега поросли кустами, приходится идти по воде. Примерно в 7 00 м и 1 часе подъема от порожка на Л. Б. (здесь и далее берега указываются орографические) — поляна. Виден высокий травянистый склон Л. Б. с малозаметной тропой. Наверху отличное место для стоянки. До конца Каньона осталось 300 м. Здесь мы остановились на обед и ночевку.
По Л. Б. Кара-Алахи идет набитая конная тропа. Через 200 м от стоянки она пересекает р. Акбулак (брод выше колена) и уходит от реки в обход Новосибирского каньона. На подъеме тропа проходит по каменной осыпи, часто делится и, наконец, выходит на ровную площадку над серединой каньона. Видно расширение долины перед каньоном, но осмотреть реку внизу
практически невозможно. От площадки тропа резко спускается к началу каньона, точнее, к его второй ступени и продолжается
вдоль берега.
Для полноты картины приведем ориентиры каньона при сплаве сверху (по отчету Цветковой): долина сужается, высокий скальный склон слева вплотную подступает к реке. Справа на берегу появляются огромные валуны. В резком сужении река входит в скальный коридор.
Длина «Новосибирского каньона» 800 — 900 м, падение не менее 30 м, высота стенок до 100 м. Первая ступень каньона (“Горло”) — скальное сужение.
По нашей воде «Горло» очевидно непроходимо для катамаранов. Вторая ступень — слив-трек у Л. Б.. На взгляд сверху несложный. На полке Л. Б. в 15 м над водой между «Горлом» и треком собрали катамаран.
После обеда мы занесли К-2 к началу второй ступени. Тропа узкая, баллоны пришлось отвязать.

18.08.
Каньон пошел К-2 с экипажем А. Захаров (капитан), А. Красноперов, А. Шварц, Д. Шварц. К. Зыков и Ю. Прахова осуществляли страховку и съемку с П. Б., переправившись на него на К-1 ниже каньона, А. Инвалев, С. Старостин и В. Шеваль — с левого.
Рабочим берегом в каньоне служит правый, по левому можно осмотреть только начало и конец. Но обнос вещей и судов удобнее по Л. Б.
Спустив катамаран к воде перед треком, экипаж осмотрел порог внимательнее. Выяснилось, что струя на выходе слишком узка и при прохождении левого переднего забьет под выступ скалы Л. Б. Вынужденный обнос по камням Л. Б.
За порогом плес 50 м, за ним 3-я ступень — грязный 2-метровый слив, разделенный скалой на две протоки. Слева — острые зубья и бревно ниже слива, справа очень мало воды. Проходили справа. К удивлению экипажа, судно прошло своим ходом — проводка не потребовалась. Осмотр и страховка осуществлялись с П. Б. Почти сразу после третьей ступени начинается связка самых серьезных порогов каньона — ступени 4-5. Осмотр справа.
Четвертая ступень — 3-метровый слив с навалом на стоящую сразу за сливом скалу. Заход в слив довольно прост, но по нашей воде и там нашелся камень, делящий русло на два негабаритных прохода. За сливом — мощная узкая шивера с прижимом к П. Б.
В конце вся струя уходит под скалы Л. Б. и падает трехметровым сливом. Это пятая ступень. По нашей воде опять-таки негабаритный проход.
После осмотра стало понятно, что пройти можно разве что непосредственно слив 4-й ступени, да и это проблематично, поскольку при нашем (очень низком) уровне воды избежать контакта со скалой было практически невозможно.
4-ю ступень частично провели, частично обнесли (40 м) по Л. Б., прошли шиверу, зачалились (потребовалась помощь с берега) на П. Б. непосредственно перед сливом 5-й ступени и обнесли его (10 м) .
Оставшиеся 600 м каньона (ступени 6-10) — практически непрерывная череда сложных препятствий. Многочисленные сливы до 2м, слалом между скальными обломками в русле. Ближе к концу струя идет вдоль Л. Б., периодически прижимаясь к нему. Осмотр всего участка по П. Б., в середине – улово у Л. Б., где можно остановиться для отдыха и разведки последних 300м.
Заканчивается участок водопадным сливом 2 м, разделенным на 2 части надводным камнем. Проходить можно с любой стороны.
Проходили с промежуточной чалкой в улове. Страховка спасконцами напротив улова с П. Б. и в конце каньона с обоих берегов. Прошли удачно, но сплав отнял много сил — зачалиться удалось далеко не сразу.
Река резко упрощается. Следующие 200м до устья притока — невысокие сливы, отдельные камни. За устьем — трек у Л. Б. При нас был немного засорен бревнами, что потребовало осторожности при прохождении.
От устья притока до лагеря еще 200 м. Река разбивается на протоки, очень мелко. Придя в лагерь, пообедали, собрались и продолжили сплав вниз по Кара-Алахе.
До впадения в Ак-Алаху около 2 часов сплава по плесам и простым перекатам. До конца похода прощаемся с прозрачной водой. Встали в устье Кара-Алахи на уже освоенной стоянке.

Р. АК-АЛАХА ОТ УСТЬЯ КАРА-АЛАХИ ДО Р. АРГУТ

19.08.
Уровень воды в Ак-Алахе после слияния с Кара-Алахой и в верховьях Степного Аргута ниже среднего. В районе пор. «Белая Осыпь» на Аргуте вода начала расти. 20 — 21.08 после пор. «Белая Осыпь» вода в Аргуте высокая, затем постепенно спадает — на пор. «Надолбы» и «Труба Сапожникова» немного выше среднего. После «Раздельного» уровень воды средний.
Выплыли со стоянки в устье Кара-Алахи в 9:50. Погода начала портиться — небо затянуто, моросит дождь, похолодало.

Примерно через 1,5 — 2 км после слияния Кара-Алахи и Ак-Алахи начинается «Нижне-Ак-Алахинский каскад»
(Пр. 16). Каскад
представляет собой непрерывный ряд шивер и порогов с валами и бочками, длина каскада около 2,5 км. В нашу воду (ниже среднего уровня) каскад идется сходу, линия движения легко.
Далее долина расширяется, река становится спокойной, много петляет.
До следующего препятствия — каскада шивер и порогов — плыли полтора часа. Ориентир каскада — правый приток Ак-Алахи р. Блужигит (р. Байжигит), впадающий из небольшого распадка водопадными сливами и слышный издалека, проходим его около 12:00. Через 1,5 км после него приток слева (в лоции С. Черника 1998 года есть указание на деревянный мост через приток, но мы
его не увидели). Еще через 1,5 км начало Нижнего ущелья Ак-Алахи (пр. 17 — 25). Длина участка — 6 км. Вдоль левого берега идет тропа.

Пр. 17, 18 — несложные шиверы, за ними прямой участок 500 м до поворота долины налево.

Пр. 19. Порог “Туз” (5А*) . (* – категорийность препятствий здесь и далее приведена по лоции С. Черника)
Находится в конце прямого широкого участка реки. Ориентиром служит заметное падение реки и крупнокаменистая отмель по левому берегу. На входе мелководная шивера 100 м. Порог образован крупными осыпями с берегов. Длина порога 100 — 150 м. Первая часть порога — свал воды между камней чуть левее центра. Хаотично разбросаны некрупные надводные камни-зубья, между которыми широкие проходы. Основная струя по центру, затем струя собирается, уходит вправо и через 50 м валов наваливает на камень-Туз у правого берега, перед ним бочка. Боковая левая струя идет через камни, по низкой воде очень мелко, проход затруднен.
Зачалились для просмотра за сотню метров перед порогом на левом берегу. Оба катамарана проходили под левым берегом. Посередине порога, где струя собирается и поворачивает направо, выбросились влево на отмель, после чего с трудом протискивались в узкие проходы и протаскивались через надводные камни. Это заняло минут 10 у К-4-1 и минут 20 у К-4-2.
После порога продолжается плавный левый поворот долины. 300 — 400 м участок коротких шивер с плесами между ними.

Пр. 20** — широкий и короткий (50 м) слив по центру реки. На левом повороте от правого берега косая гряда надводных камней. Слева за обливняком бочка 1,2 м. Ниже плес 100 м. Далее на участке 400 м на левом повороте короткие мощные шиверы. Правый берег высокий, осыпной. Из небольшого распадка впадает ручей.

Пр. 21 — за поворотом прямой участок 300 — 400 м. Сужение русла до 20 м, увеличение уклона, сливы, бочки, валы. Более
чистый проход правее центра. На участке до преп. 22 уклон уменьшается, долина плавно поворачивает направо. Здесь мелководные шиверы, разделенные
плесами. От преп. 21 до преп. 22 — 400 м.
(★★здесь и далее курсивом выделены цитаты из лоции С. Черника) :

Пр. 22. Порог “Трепач” (5А) .
Длина 70 — 80 м. Порог «Трепач»: расположен на правом повороте, ориентир порога — большой массив горелого леса на правом берегу. Осмотр по правому берегу. От правого берега отходит гряда надводных и обливных камней, которые затрудняют просмотр захода в порог. Проход справа по нашей низкой воде был невозможен. Левая часть представляет собой каскад из двух сливов между надводными и обливными камнями, проход чистый. Так как мы зачалились для просмотра на правый берег, пришлось перегребать струю влево. К-4-1 пришвартовался для отдыха перед началом порога к дереву, лежащему в центре русла. Оба катамарана проходили порог слева. Завершили прохождение около 15:00.

За преп. 22 следует участок шивер. Первые 1— 1,5 км шиверы несложные, затем сложность возрастает.

Пр. 23 (5А) — мощная шивера с большими перепадами, бочками и валами, которая непосредственно переходит в порог
«Светлана» (Пр. 24)
.
Четких ориентиров порога «Светлана» нет, но возможно ориентироваться по крупно-каменному острову у левого берега, за которым русло сужается, и просматривается существенный перепад. За островом по левому берегу вверх уходит просека, выводящая на дорогу, идущую вдоль берега до пос. Джазатор. На левом высоком террасном берегу перед порогом начинаются
сенокосные поляны. Зачалились ниже острова у левого берега примерно через 10 минут после пор. «Трепач». Адмирал Константин пошел просматривал порог «Светлана», а группа тем временем приготовила обед в ожидании решения своей судьбы. Пообедали, в 17:00 сплыли с вещами. Шли под левым берегом до левого изгиба реки, после нескольких островов в месте слияния проток
зачалились налево в первом подходящем месте. В нашу малую воду мы просто выбросились на камни левого берега, однако в высокую воду чалка может быть затруднена.

Пр. 24. Порог “Светлана” (6В) длина около 100 м. Основная струя разгоняется на левом повороте, образуя сильные валы. В
правой части потока полуобливной камень с бочкой. Струя немного поворачивает влево и, огибая гряду камней с левого берега, падает в пологий слив с мощной бочкой. Далее поток разбивается на три части. Основная его часть уходит в крутопадающий слив высотой около 2 м. Он расположен у большого обломка скалы (5-6 м) у правого берега, причем часть воды падает прямо на него. За сливом пенный котел и прижим к нижней части скального обломка. В левой части струя идет прижимаясь к скальным выходам левого берега, в центре — слив между надводными камнями. Далее поток собирается, образуя ряд мощных хаотически расположенных бочек.

В нашу малую воду после первой бочки проход возможен только по правой из трех частей струи.

Пр. 25. Порог “Азартный” (6А) .
Порог «Азартный»: с левого берега полностью не просматривается, закрыт островом у левого берега. Порог представляет собой ряд ворот со мощными сливами и бочками, ключевое место порога — сужение до семи-восьми метров и сливом высотой около 2,5 м, расположенном между полуобливными камнями в правой части русла. За ним просматриваются два обливных камня. Разгрузили оба катамарана перед «Светланой» и понесли вещи и К-4-2 за «Азартный» по левому берегу к месту ночевки в небольшом лесном массиве. К-4-1 решили оставить над «Светланой» с тем, чтобы вечером обсудить и утром принять
окончательное решение о прохождение порога «Азартный» сборным экипажем на К-4-2.

20.08.
К утру уровень воды поднялся, и, несмотря на яркое солнце и хорошую погоду, решимость проходить «Азартный» была выказана только троими участниками похода, поэтому обнесли К-4-1 и поспешили в магазин в поселке Джазатор. Выплыли в 11:30 и в 13:00 были у пос. Джазатор. Посетили магазин и задержались на несколько часов в связи с проверкой документов на погранзаставе. Выше было указано, что наш пропуск в погранзону был отправлен с водителем, который завозил нас в верховья Ак-Алахи, поэтому погранцам пришлось звонить в Акташ для проверки информации. Отплыли в 17:00.

Р. АРГУТ

1. Верхний Аргут (от п. Джазатор до начала Большого Карагемского прорыва) . Длина – 30 км. Средний уклон – 2,5 м/км. На участке преп. 26-31 – в основном несложные, но мощные шиверы. В конце участка два порога (“ВДНХ” №30, “Ворота” №31). Все препятствия можно проходить без просмотра, весь участок – за один день.

2. Большой Карагемский прорыв (заканчивается в 1,5 км выше устья р. Карагем) – преп. 32. Длина – 8-9 км. Средний уклон – 15 м/км, максимальный до 25 м/км. Расход – 60 куб.м/сек – 180 куб.м/сек. Вряд ли полностью проходим. Обнос по дороге правого берега.

3. Степной Аргут (до устья р.Кулагаш). Простой участок реки, можно пройти за один день. Длина – 23 км. Уклон – 3.5 м/км. Расход после устья р.Карагем – до 180 куб. м/сек. Наиболее сложные препятствия участка: преп.35 – пор.Коротыш, преп. 33 -пор.Степной. Остальные препятствия – мелководные шиверы, перекаты.

4. Дикий Аргут – наиболее сложный участок реки. Включает преп. 36-50. Длина участка – 50 км. Средний уклон – 8 м/км, в прорыве “Сапожникова” – 12 м/км. Наиболее сложные пороги: преп.38 – порог-водопад Сапожникова, преп.49 – пор.Раздельный; преп.37 – труба Сапожникова, преп.47 – пор.Белый, преп.36 пор.Надолбы, причем наиболее сложное место Дикого Аргута (поконцентрации препятствий) – это прорыв “Сапожникова”.
Прорывом Сапожникова начинается Дикий Аргут. Длина 6 км. Начинается сложным 2-ступенчатым пор.Надолбы, затем идет “Труба Сапожникова” (1,5 км). Кульминация прорыва – это порог-водопад Сапожникова. Ниже ряд сложных препятствий прорыва до устья р.Иедыгем: шивера “Седая”, пор. “Иедыгемский”. Все препятствия мощные, опасные. Ниже устья р.Юнгур – второе сложное место Дикого Аргута – так называемаемая Юнгурская теснина Аргута. Здесь наиболее сложны: пор.Раздельный, пор.Белый. Заканчивается Дикий Аргут – преп.50 -каньон “Труба”. Красивый узкий каньон с мощными
сливами, бочками, валами.

5. Быстрый Аргут – длина 25 км, уклон 5 м/км. Наиболее сложные
препятствия: пор. Атланты (57), пор. Ворота (61). Остальные
препятствия – мощные шиверы средней сложности.

Вода выше среднего уровня и растет. Степной Аргут первые километры течет спокойно до устья Р. Байру. Долина широкая,первые шиверы (пр. 26, 27) начинаются примерно через 3 км, идутся без осмотра, большая часть валов и бочек обходятся.

Пр. 28. Порог “Белая осыпь” — мощная шивера длиной 100 м. Расположен на небольшом правом повороте. Образован надводными камнями от правого берега на повороте. Ниже слива между отдельными камнями. Заканчивается у белой осыпи правого берега. Здесь перед осыпью устье ручья. Остановились на ночевку на правом берегу с песчаной отмелью за пор. «Белая Осыпь».

21.08.
Отплыли около 9:40. Правый приток — р. Ойру — пересох. Препятствия на участке до Карагемского прорыва — «Качели» (пр.29), «ВДНХ» (пр. 30), «Ворота» (пр. 31).

Пр. 29 — шивера “Качели”. Длина — 500 м. Расположена на левом и правом поворотах. Ниже постепенное сужение долины. Общий правый поворот долины. По берегам выходы отвесных скал. На местном левом повороте.

Пр. 30 — порог “ВДНХ”. Длина — 50 м. Правый берег — скальная стенка. Левый пологий — у него в русле надводные и обливные
камни, с них свал вправо. На выходе прижим к скалам правого берега. В конце порога улова у берегов. Через 60 — 80 м за правым поворотом сужение до 10 м. В русле скалы — это пр. 31, порог “Ворота”. В воротах небольшой слив ближе к скалам берега. Между препятствиями 30 и 31 слева устье ручья. В воротах ближе к левому берегу — скала с автографами.
Препятствия не представляют сложности, мы их шли без просмотра. Примерное через 1 км от порога «Ворота» левый приток — р. Коксу. Перед устьем есть хорошая стоянка. На левом берегу видели местных жителей-косарей.
Ниже р. Коксу пара перекатов длиной 100 — 150 м. Затем река спокойная, на правом берегу брошенный поселок Кызыл-Аргут. После слияния проток чалка на правом берег, на котором стоят 2 полуразрушенные избушки. По склону правого берега наверх уходит проселочная дорога, шедшая до этого места вдоль берега. Это ориентиры чалки перед преп. 32 — «Карагемский
прорыв».
Зачалились для обноса в 11:00, разобрали катамараны, в 12:00 начали обнос. Обнесли рюкзаки и баллоны до ручья Кара-Су, находящегося примерно посередине Прорыва. К 15:30 принесли рамы катамаранов, пообедали, в 16:30 отправились вниз по ручью на осмотр Прорыва. Спускаться лучше по левому берегу притока. В 18:45 понесли катамараны в конец Карагемского прорыва. В 21:00 вернулись.

22.08.
Погода снова испортилась, похолодало, пошел дождь. Обнесли рюкзаки к началу сплава — примерно за 500 м до впадения р. Карагем. Пообедали во время стапеля. Первые 5 км сплава спокойное течение. Затем несколько несложных шивер, далее пороги «Степной», «Куркурек», «Коротыш».

Пр. 33. Порог “Степной”. Расположен на входе в песчано-глинистый каньон. Порог несложный, ряд валов и бочек. Шли без осмотра. Ниже порога приток — р. Куросай, впадающая каскадами. Мост через Аргут, ниже моста расширение долины, встречаются отдельные перекаты. За притоком на левом берегу расположен пос. Аргут, состоящий из 10 — 15 домов.
На левом повороте пр. 34. Порог “Куркурек”. Расположен после впадения р. Куркурек. Представляет собой ряд валов до 1,5 м и бочек. Порог простой, шли без осмотра. Ниже порога спокойная вода около 3 км.
На первом локальном повороте пр. 35 — порог “Коротыш”. Длина 80 м. Короткий, мощный порог. Осмотр по левому берегу. В
центре на входе бочка, за ней валы. Между бочкой и обливным камнем левого берега расположен основной слив. Левее камня еще один слив. На выходе несильный прижим к левому берегу на правом повороте. У правого берега улово. Шли порог слева, но можно идти и по центру.
Ниже пор. «Коротыш» спокойный участок около 3 км до порога «Надолбы» (пр. 36) . Ориентир порога — после правого поворота
на левом берегу у воды видны скалы, перед которыми распадок левого притока — р. Кулагаш. Чалка перед порогом «Надолбы» к правому берегу напротив устья р. Кулагаш. Остановились на ночевку в 17:00 из-за плохой погоды. Вершины гор неумолимо покрываются снегом. Низкая облачность по всей долине Аргута.

23.08.
Утром по-прежнему идет дождь и стало еще холоднее, висят низкие облака. Обнесли вещи и просмотрели порог.
Порог «Надолбы» можно условно разделить на две части примерно по 400 метров. Между ними около 100 метров быстротока.
Первая часть — прямой участок с грядой обливняков посередине. Прохождение сначала под левым берегом у нависающей скалы, затем, после огромного обливняка — уход под правый берег. Здесь начинаются «надолбы» — огромные камни со сливами между ними. Здесь лучше держаться правого берега — сливы и меньше, чем по центру. Река плавно поворачивает налево и далее следует прямой участок мощной шиверы. За резким правым поворотом начинается вторая ступень. На входе расположен огромный обливняк, образуя проходы слева (уже) и справа (шире) далее гряда камней не позволяющая уйти к другому берегу. Ключевое место порога — огромная скала-дом по правому берегу на левом повороте. На скалу идет сильный прижим. Здесь мощнейший слив и бочка. Перед скалой по центру реки еще один обливняк поменьше, исключающий возможность заранее уйти влево. Возможно прохождение всей второй части совсем под левым берегом, но там все проходы уже. Наше прохождение порога было осложнено сильнейшим ветром, который сбивал катамараны с курса и даже прибил К-4-2, несмотря на отчаянные усилия экипажа, к правому берегу в первой ступени порога. Оба судна проходили порог под самым правым берегом, а в ключевом месте второй ступени, уходя
от прижима к правому берегу, «стреляли» влево. В результате этого
маневра оба катамараны развернуло и в слив они входили кормой. Обошлось без килей, но люди были весьма ошарашены. После порога чалка к правому берегу, затем, примерно через 500 — 700 быстротока перечалились за правым поворотом на левый берег невдалеке от 7-метрового камня-Часового, служащего ориентиром начала «Трубы Сапожникова» (пр. 37). Легкая чалка возможна у самого Часового и сразу за ним.

Порог «Труба Сапожникова» начинается простой шиверой. Далее в скальном сужении начинается сам порог. Мощь резко возрастает.
Основная струя идет под нависающей правой скалой. Слева гряда обливняков, справа мощные бочки. После гряды в левой части струи открывается широкий проход минуя бочки. Далее участок быстротока с большими валами. Конец первого участка — на правом плавном повороте реки, на левом берегу огромные валуны, у которых возможна чалка. Вторая ступень расположена на прямом участке длиной около 500 м. Вблизи левого берега на некотором расстоянии друг от друга расположены четыре огромных камня, образующих ворота с левым берегом. Здесь достаточно широкие проходы без больших бочек и сливов. Справа от этих камней широкие проходы с мощнейшими сливами и бочками за ними. После четвертых ворот возможна чалка на
левый берег перед заключительной ступенью порога. Третья часть представляет собой хаотично расположенные сливы и бочки. В левой больше камней, а справа мощные бочки под берегом и прижим. Во время подготовки
обеда большая часть команды пошла осматривать порог «Труба Сапожникова». Решили осуществлять прохождение в три этапа, прохождение первой ступени осуществляли без страховки с берега, выбрав тактику прохождения тандемом. После обеда разгрузили вещи, и на разгруженных катамаранах прошли сходу первую треть порога. Зачалились перед плавным правым поворотом реки на левый берег для просмотра второй трети. Выставили страховку. Было решено пройти как можно левее вдоль берега, через четыре пары ворот. После них
сложная чалка к левому берегу. Пройдя вторую треть, решили отложить дальнейшее прохождение на следующий день в связи с наступлением сумерек и плохой погодой. Вытащили катамараны повыше на камни, вернулись к рюкзакам в 18:15 и отнесли их к месту ночевки за «Трубу Сапожникова» на левом берегу. Ночевка была на поляне с кострищем. Хороших дров не очень много, пришлось собирать плавник.

24.08.
Погода с утра улучшалась на глазах. С этого дня погода нас только радовала — осадков больше не было. Третью ступень проходили тандемом. К-4-1 не успел уйти влево от прижима из-за нечеткой работы экипажа, в результате чего катамаран кильнулся через левый баллон на отбойнике от камня правого берега. Экипаж самостоятельно выбрался на катамаран
и после прохождения нескольких заключительных менее мощных бочек зачалился примерно через 80 — 100 м на левый берег в непосредственной близости от лагеря. Помощь страхующего К-4-2 не потребовалась. В результате киля образовалась пробоина в правом баллоне. Заклеили дыру, привязали вещи и перечалились на правый берег на 200 м ниже места стоянки для просмотра порога «Водопад Сапожникова» (пр. 38).

Порог «Водопад Сапожникова» начинается на плавном левом повороте, непосредственно перед поворотом начинается тропа
обноса, которая идет за шиверу «Седую» (пр. 39) . Первые несколько десятков метров — хаотичные сливы с мощными бочками, далее правый поворот, по центру реки расположен огромный обливняк-«Усатый». От него расходятся два уса-свала воды. По нашей воде Усатый почти полностью закрыт водой. Левая часть потока — широкая мощнейшая струя с существенным падением и бочками, заканчивающаяся сильнейшим прижимом к скале левого берега. В правой части порога есть проход, здесь струя менее мощная. После левого прижима струи сливаются, падение уменьшается, следует ряд менее мощных сливов и бочек. Отсюда, с отмели правого берега, где тропа спускается к воде, возможно частичное прохождение порога-Водопада. Приняли решение обнести Порог-Водопад полностью до шиверы «Седая». В связи с тем, что просмотр, обработка и прохождение шиверы «Седая» требовало много времени, решили разбить лагерь сразу за Водопадом и отложить «Седую» на следующий день.

25.08.
За ночь вода упала на 10 сантиметров. После завтрака понесли вещи за шиверу «Седая» по тропе, идущей сначала довольно высоко над шиверой по правому берегу, затем спускающейся к реке у порога «Угловой».

Шивера «Седая» начинается через несколько сот метров быстротока после Водопада Сапожникова. Центральная часть — ряд мощных бочек по центру, левее центра — камни, отделяющие правый более спокойный проход вдоль правого берега. Ключевое место — центральная струя образует сильнейший прижим к скалам, расположенным правее центра. Перед прижимом — бочка с обливняка, слева от камней — мощная вода с бочками и валами. Справа между камнями и берегом — узкий проход с отбойником от камней. За камнями по центру стоит косой вал, ближе к левому берегу далее мощная бочка и,наконец, заключительный прямой участок — более простой, но с большими валами.
Оба катамарана проходили по правому берегу — сначала по мелководной протоке, образованной камнями левее центра русла и правым берегом. Маневрировали между камней у самого берега, стараясь держаться как можно ближе к берегу с тем, чтобы аккуратно зайти в ключевом месте в узкий слив, образованный правым берегом с камнями с прижимом.

На правом повороте за шиверой порог «Угловой» (пр. 40)
несложный, длина около 150 м. От правого берега на входе гряда обливняков с бочками. За ними на выходе валы, далее под левым берегом несильный прижим. Через 30 м на прямом участке шивера около 100 м. За ней порог «Медвежий» (пр. 41).

Порог «Медвежий» длиной около 300 метров, расположен на прямом участке реки и представляет собой ряд сливов. Порог заканчивается перед резким левым поворотом. Отправили оператора с камерой в конец порога «Медвежий». За порогом с некоторым трудом перечалились с пассажиром на левый берег, к месту начала порога «Йедыгемский» (пр. 42).

Порог «Йедыгемский» — S-образный порог около 250 метров. Начинается за резким левым поворотом. В самом начале порога небольшой каменистый остров, делящий струю пополам. Проход возможен с любой стороны. После слияния струй следует плавный правый поворот, в левой части которого обливняки и косой слив с бочкой. Справа узкий проход, но струя несет в влево в бочку. Далее идут валы до 2 метров под правым берегом. За ними следует левый поворот и вся струя наваливает на зуб у
правого берега. Решили организовать обед за порогом, параллельно осуществив осмотр. В процессе осмотра приняли решение обнести порог,
испугавшись петуха на основной струе, по которому надо уходить влево от прижима к правому берегу.

Далее следует шивера, после которой начинается порог «Остров» (пр. 43) , представляющий собой две протоки, разделенные
небольшим каменистым островом. Шли по основной левой протоке. После слияния проток пологий слив.

Ниже спокойный участок 1,5 км в небольшом каньоне. В конце крутой правый поворот, затем левый. На поворотах прижимы к береговым скалам. Это — слив “Зиг-Заг” (пр. 44) . Впереди над водой отвесная скала — ориентир порога «Стерегущий» (пр. 45). Чалка к правому берегу перед скалой.

Порог “Стерегущий” (5В).
Входная шивера длиной 150 м переходит в порог, расположенный на правом повороте. На повороте остров с деревьями. Просмотреть левую протоку до конца нельзя. В протоке валы и заканчивается чистым сливом. В правой протоке горка, после которой прижим к скалам правого берега. Ниже порога до устья р. Бортулдаг — спокойный участок. Встали в устье р. Бортулдаг в 18:30 на ночевку. Облепиха. Место очень красивое, подходящее для дневки с баней. Предложение сделать на следующий день дневку спешащее в Москву большинство отклонило.

26.08.
Вода упала еще на 15 сантиметров. Встали на час позже, чем обычно, вышли около 11. За устьем на правом повороте прижим к скалам левого берега, затем правого и вновь левого берегов. Далее, до устья р. Юнгур, несложный участок с несильными шиверами на поворотах. От устья р. Юнгур — сужение долины. Река входит в так называемый Юнгурский прорыв. На поворотах шиверы с прижимами под скальные стенки берегов, сливы, валы до 1,5 м, мощные улова. Ниже устья ручей Б. Ары-Юл. Следует несложная шивера 150 м, быстроток 100 м. За крутым левым поворотом начинается порог Б. Ары-Юльский (преп. 46) .

Порог “Б. Ары-Юльский” (5С) .
Длина порога 150 м. С правого берега осыпь. Осмотр возможен с любого берега, но выход из порога с левого берега просматривается плохо. На входе косая гряда надводных камней от правого берега к центру. Ниже 4 обломка: три ближе к левому берегу, четвертый за косой грядой. Основной слив по центру через обливняк. Более безопасный проход — вдоль левого берега (между берегом и обломками). В конце порога большие валы.
Зачалились на левый берег для просмотра и съемки. Заходили под левым берегом, далее по центру через большие валы. После съемки оператору пришлось долго идти по берегу — катамараны ушли далеко. Продолжается левый поворот. Левый берег — высокие черные скалы. За поворотом сужение, узкие проходы, сливы, бочки, валы до 2 м. Затем прямой участок 800 м. Видна красноватая осыпь по левому берегу и поворот долины вправо — это ориентиры порога «Белый» (преп. 47) .

Порог «Белый». Общий осмотр порога возможен по высокому правому берегу. Просматривать вдоль воды лучше по левому берегу.
Длина порога 2,5 — 3 км. Порог длинный, мощный, опасный. Условно делится на 4 части.
1 часть. Расположен за крутым правым поворотом на прямом 200-метровом участке. Группа камней ближе к левому берегу, далее валы до 2 м, у левого берега улово — проход слева, далее в центре. Ниже в центре большой обливняк, на который попадает струя со слива. Справа валы. Слева узкий проход.
2 часть. После правого поворота прямой участок метров 600 — 700 с бочками и валами. Участок заканчивается сужением. Имеются надводные камни и зубья в центре и слева.
3 часть. Длина 150 м. Расположена на крутом левом повороте. В центре обливняк, с него свал воды. Перед обливняком слева бочки.
4 часть. Длина 1,5 км. Расположена на правом повороте, затем идет прямой участок и крутой левый поворот. Здесь мощная шивера, сливы, валы. За левым поворотом конец порога. Справа виден распадок.
Проходили порог тремя этапами, последовательно осматривая и намечая линию движения катамаранов. Перед первой частью зачалились на правый берег к крупнокаменистой осыпи перед крутым правым поворотом для осмотра второй ступени. На повороте бочка, далее еще одна, прижим к скалам правого берега, валы справа, далее валы слева, справа чистый проход.
Чалка перед второй частью порога на левый берег, где мы обнаружили брошенный катамаран-четверка производителя Рафтмастер под названием «Розамунда». Рядом с катамараном два рюкзака, сумка с посудой, ремнабор, книжка об оказании первой медицинской помощи в походных условиях. На катамаране надуты только две плюхи, из чего мы сделали вывод, что его
перегоняли два человека, а не полноценный экипаж. Других следов туристов мы не обнаружили, поэтому решили отправиться дальше. Второй участок порога проходили по мощным валам и бочкам, вначале придерживаясь левого берега, затем ушли правее. Третью часть порога, расположенную на крутом левом повороте, К-4-1 прошел сходу сразу вслед за второй ступенью.
Ключевое место третьей ступени — камень по центру русла — К-4-1 прошел слева через узкий слив вдоль левого берега, хотя более широкий проход оказался справа от камня. К-4-1 встал на страховку К-4-2. К-4-2, капитан которого заранее просмотрел этот участок, прошел камень без проблем справа. После этого примерно через 300 метров шиверы скалы справа кончаются, начинается осыпь, там мы нашли оператора и здесь же решили пообедать. Замечательная погода, несколько участников воспользовались этим для мытья голов. Заключительный участок пор. «Белый» — шивера со сливами и валами. По окончании порога «Белый» от впадения р. Каир река входит в узкое и довольно мрачное ущелье со скальными берегами.
Характер препятствий — шиверы с валами и бочка. В одном из мест К-4-1, не успев уйти от бочки у левого берега, подсосало в бочку, слаженная работа катамарана позволила выйти из нее безболезненно. Порог «Зуб Ело» (пр. 48) не сильно выделяется среди прочих препятствий, представляет собой лежащий в русле надводный камень, на который идет навал. Обошли его слева.
После Зуба Ело группа периодически останавливалась для разведки, потому что боялись влететь в порог «Раздельный» (пр. 50). Во время одной из таких остановок на левом берегу около 19:00 было принято решение встать на ночевку. Выяснилось, что место для стоянки было выбрано весьма удачно — это последнее удобное для стоянки место перед «Раздельным», примерно
за 300 м до порога. Ориентир места ночевки — небольшой заливчик перед скалой-домом по левому берегу, справа береготвесный. Спереди угадывается поворот направо, на котором расположен пор. «Раздельный» Тропа осмотра порога начинается от места стоянки и идет высоко над порогом «Раздельный».

27.08.

Порог «Раздельный» находится в начале 7-километрового каньона. Длина порога около 200 м, расположен на правом повороте
реки. Осмотр возможен с обоих берегов, но удобнее от воды с левого берега, откуда хорошо видно ключевое место порога. Разгонная шивера — несколько бочек, сливы. Ключевое место порога — справа слабый узкий отбойник, левее по центру мощная бочка, струя из которой бьет в опасный карман правого берега. Еще левее — кривой язык между зубом и обливняком, с обливняка крутой свал. Нижняя часть порога — справа чистый проход, слева расположен большой камень. После камня есть уход влево, а справа, в основной струе, расположен камень с навалом левее центра. Далее выход из порога проще, но есть камни и бочки. Порог просмотрели с левого берега от воды. За неимением активных желающих проходить порог, было принято решение обнести ключевое место. Провели катамараны под левым берегом, перекинув их через скалы за ключевым сливом. Далее К-4-1, который не успел угрести вправо от первого большого камня в левой части русла, довольно сильно прижало к нему, левый баллон притопило. Преодолев прижим к камню и обойдя его справа, ушли снова под левый берег, с последующим выходом в струю. К-4-2 прошел нижнюю часть порога без приключений.

Ниже порога почти до устья р. Шавла — «каньон Труба» (пр. 50). В каньоне сливы, шиверы, несильные прижимы к стенкам каньона. В одном из сужений пологий слив высотой 2м. В начале каньона препятствия сложнее, затем река успокаивается. Каньон заканчивается сужением 10 м. От порога «Раздельный» до устья р. Шавла около 45 минут сплава. Часть р. Аргут ниже устья Шавлы и р. Катунь описаны многими группами, поэтому мы ограничимся самым кратким описанием препятствий на этой части нашего маршрута. В устье Шавлы встретили группу из Фрязино (12 чел.). Без разведки до пор. “Атланты”.

ПР. 43. Пор. “Лесной остров”. Через 20 мин. от р. Шавла, после пр. поворота с лев. берега лесистый приток. Пр. берег – скальная стенка, лев. – валунная осыпь. У лев. берега валуны. Валы.

ПР. 44. Пор. “Туганский”. Через 20 мин. Скала-призма у скальной полки лев. берега. Обливняки, бочки.

ПР. 45. Пор. “ЛАС”. Через 15 мин. в устье р. Етугал.

ПР. 46. Шивера Z. Сразу. Перед лев. поворотом столообразная скала в русле. Сливы на повороте.

ПР. 47. Шив. “Две отмели”. На прямом участке. Виден поворот долины направо.

ПР. 48. Пор. “Тихоня”. 1=2,5 км. В конце мощнее. Рост уклона. Лев. берег – осыпь, пр. – крупные валуны. Далее 3 км спокойно. Впереди видна долина пр. притока р. Сато-Кулар. У пр. берега галечно-песчаный остров. Впереди видны скальные ворота.
Это Пр. 49 —Порог “Атланты”. Просмотр возможен с любого берега, однако чалится лучше перед островом дабы иметь пространство выгрести в нужную часть струи. Осматривали порог с л.б. во время обеда. У правого берега бочки сильнее. Оба катамарана прошли весь порог под л.б. На выходе сильно валит на скалу п.б. ПР. 50. Шив. “Дикая” . Сразу после ПР. 49. Через 200 м

ПР.51. Пор. “Игольное ушко” . В русле обломок скалы. Переходит в
ПР. 52. Шив. “Ленивая” . 1=1 км. Сразу ПР. 53.
Пор. “Ворота”
. Пологий слив. Через 200 м Катунь. На стрелке отличная стоянка – “кафе ” Аргут”. От музея осталась одна тренога с табличками и экспонатами. Цивильные клумбы. Баня.

Р.КАТУНЬ ОТ ВПАДЕНИЯ Р. АРГУТ.

Отплыли от стрелкив 19.00. Встали на ночевку ближе к 21 ч. на п.б. ниже пос. Инегень.

28.08. Ясно. Отплыли в 10.00. В Инях были в 11.30.

ПР. 54. Пор. “Ининский” упоминания не достоин. В поселке пообедали. К-4-2 разбирается. Далее плывет к-4-1 с экипажем: Зыков, Инвалев, Красноперов, Прахова, Старостин. Отплыли в 14.00. Плыли 3 ч до отхода Чуйского тракта от реки (лев. берег). Вскоре ПР. 55. Пор. “Ильгуменский” . При входе в горы. Начинается на лев. повороте. Валы более 2 м, но “добрые” . Через 30 мин. пр. приток Айлагуш. В устье стоянка со столом. На высоком берегу покосившиеся дома. Чеснок. На склонах гор крыжовник. Через 2 км сплава пр. приток р. Кадрин. Причалили на стрелку и полюбовались порогом в устье Кадрина. Далее на Катуни начинается Кадринский прорыв. Препятствия ПР. 56-68 сложности не представляют. На ночевку встали на п.б. в 20.30.

29.08. Через 400 м от ПР. 68 в правой части русла скала-остров . Слева светлые осыпи. Видно сужение после лев. поворота.
Это ПР. 69. Пор. “Шабаш” . 2 ступени. В первой скала у пр. берега. Между ступенями 250 м. Вторая ступень на прямом участке. В начале валы до 3 м слева, в конце аналогичные справа. Осмотр возможен с пр. берега. В конце порога на пр. берегу ржавые понтоны. Далее 40 мин. сплава до пр. притока р. Урсул. Через 1 км на п.б. стоянка с избами и баней для рафтеров. Через 1 км устье пр. притока р. Самульта. Вода в притоке чистейшая. Плывем дальше. Через 3 ч справа приток-водопад. Далее ферма. На обед остановились в 15 часов на л.б. за устьем р. Саралу. Без просмотра проходим “Тельдекпень” . Заночевали в 20.10 на л.б. в устье р. Коскол.

30.08. Отплыли в 9.30, слегка задержанные успешной рыбалкой -попался таймень. Вскоре лев. приток напротив туннеля в скалах пр. берега. Потом пор. “Еландинский”. Через час сплава “Чемальская труба”. В пос. Чемал зачалились на п.б. в районе церкви на острове.

ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ.

1. Пройден интересный как в техническом, так и в познавательном смысле маршрут. Знакомство со сложной рекой большого расхода оказалось полезно группе.
2. Наличие запасных дней позволяло удачно маневрировать скоростью продвижения по маршруту. Отличная погода в начале похода и удачная заброска на маршрут позволили быстро пройти верхнюю Ак-Алаху и использовать запасные дни на прохождение Новосибирского каньона Кара-Алахи. (Такая возможность была учтена в маршрутной книжке.) При этом остался запас времени, позволивший группе замедлить продвижение по Дикому Аргуту во время непогоды и подъема воды.
3. Несмотря на значительное число обносов, маршрут соответствует шестой категории сложности. Определяющими являются препятствия: пор. “Скат” на Ак-Алахе, Новосибирский каньон на Кара-Алахе, пор. “Надолбы”, “Труба Сапожникова”, “Ары-Юльский”, шивера “Седая” на Аргуте.
4. Последователям необходимо обратить внимание на возможные сложности при общении с пограничниками: 1) пропуск в погранзону надо сохранять до пос. Джазатор; 2) см. раздел “Подъезды” о будущих требованиях в погранотряде Акташа.
5. Рыбалка на маршруте хороша в Кара-Алахе. Однако можно добиться результата и в мутных водах Аргута и Катуни. Групповое и личное снаряжение, аптечка, ремнабор и раскладка были стандартными.

ЛИТЕРАТУРА (в т. ч. электронные адреса)
1. Отчет о водном туристском путешествии 6 к. с. по Алтаю (реки Богояш-Чулышман, Башкаус, Ак-Алаха-Аргут, Чуя), 1998 г.
под руководством С. Черника.
http://www.vengrov.ru/libs/summ98.html
2. Дневник по водной части экспедиции «Алтайское ожерелье», 2002 г. под руководством С. Черника.
http://www.raftmaster.com/altaj 02/altaj02.htm
3. Технический отчет о водном туристском путешествии 6 к. с. по Алтаю (р. Кара-Алаха – р. Ак-Алаха – р. Аргут – р.
Катунь), 2001 г. под руководством С. Цветковой.
http://old.whitewater.ru/tourism/rivers/altaj/01tsvetkova.html
4. Отчет о пеше-водном туристском путешествии 6 к. с. по Алтаю (пос. Бельтир – пер. Карагемский (н/к) – р. Карагем- р.
Аргут -горная часть (р. Иедыгем – пер. Карачик (1Б) – пер. Дружба (1Б) – лед. Менсу – р. Иедыгем) – р. Аргут – р. Катунь
– пос. Иня) , 2000 г. под руководством С. Ежелова.
http://www.vengrov.ru/libs/karagem.html