Сунтар-Хаята (Якутия – Хабаровский Край)

Катамаран + кошки = ?

Пеше-водный поход в районе хребта Сунтар-Хаята.

 

Паспорт маршрута

Район похода: Сунтар-Хаята (Якутия - Хабаровский Край).

Вид туризма: пеше-водный.

Категория сложности: 4.

Маршрут: Якутск - Томтор (авто) - озеро Кнорий (вертолет) - пер. Курьезный - г. Берилл - пер. Делькю (пешком) - р. Делькю Охотская - р. Охота (сплав) - пос. Арка - пос. Охотск (авто) - г. Якутск (авиа).

Протяженность маршрута: пешая часть - 90 км (без учета радиальных выходов); водная часть - 350 км.

Количество участников: 4 чел.

Средство передвижения: катамаран-4.

Уровень воды: средний, выше среднего.

Сроки проведения: 3-е августа - 27-е августа.

Продолжительность активной части: 18 дней.

 

Список участников

Домбровский Евгений Николаевич, 35 лет. Опыт 4ГУ, 4ГР, 4ВелУ, 2ВелР, 2ВУ.

Горин Анатолий Николаевич, 54 года. Опыт 6ГУ, 1ГР, 2ВУ.

Гарбуз Давид Григорьевич, 38 лет. Опыт 4ВР.

Генкин Сергей Валентинович, 44 года. Опыт - 5ПУ, 3ГУ, 2ВУ.

 

Определяющие препятствия маршрута

Пешая часть:

вверх по р. Надежда - броды (Н/К), траверс осыпных склонов (Н/К);

перевал "Курьезный" - траверс осыпных склонов (1Б);

ледник "Берилл" – открытый ледник, 1Б;

радиальный выход на г. Берилл (1Б), Фиеста (1А);

перевал "Делькю" - подъем по леднику "Берилл" (1Б, открытый лед, использование кошек), спуск по осыпным склонам вдоль истока р. Делькю, каньонные участки обходятся поверху;

вниз вдоль р. Делькю - броды правых притоков (Н/К), лесотундра, лес (Н/К).

 

Водная часть:

многочисленные разбои с заломами и завалами (местами - проводка), шиверы, перекаты, прижимы, сбойки струй (до 2+ КС). Уровень воды на р. Делькю Охотская - средний, на р. Охота - высокий.

 

 

Краткая характеристика региона, туристские возможности, способы заброски/выброски

Горная система Сунтар-Хаята расположена на границе Якутии и Хабаровского края. Название происходит от местных верований и означает "горы Сунтары" (по имени шаманки Сунтары, жившей в этих краях). Регион включает высочайшую точку Хабаровского края (г. Берилл, 2934), интересен типичным альпийским ландшафтом в области высокогорий, сменой экосистем от высокогорной тундры до смешанных лесов, а также наличием значительной зоны современного оледенения. Освоение края началось в 30-е годы  с постройки автодороги Магадан - Усть-Нера с ответвлением на Якутск. Аэрофотосъемка и подробное картографирование горных районов Сунтар-Хаята были начаты в 1944 г., тогда же экспедицией В.М. Завадовского здесь были обнаружены ледники, занимающие площадь более 200 кв. км. Хребет Сунтар-Хаята является продолжением Верхоянской горной системы, сложен, в основном, породами пермо-триасового возраста, частично перекрытыми меловой вулканической толщей. Высокогорье центральной части хребта имеет типично альпийский рельеф. Повсюду встречаются узкие скальные гребни, обширные цирки, глубоко врезанные кары, молодые ущелья с отвесными стенами и ступенями. Ледниковые цирки тесно соприкасаются друг с другом, так что первичная сглаженная поверхность гор почти не сохранилась. Современный рельеф неустойчив, о чем свидетельствуют ступенеобразные продольные профили долин, часты обвалы. Относительные превышения вершин над подножиями в верховьях рек составляют 1000-1500 м. Отвесные скалистые стены, преимущественно в карах южной экспозиции, достигают 700 м. Склоны гор крутые, покрыты осыпями. Некоторые гребни на значительном расстоянии одновысотны, пригодны для передвижения. Перевалы обычно лежат в диапазоне 2000-2500 м. Их седловины крайне редко заняты ледниками. Склоны, в основном, осыпные или имеют скальный характер, иногда заняты ледниками и фирновыми полями. Сложность перевалов в пределах Н/К - 2А.

От основной цепи Сунтар-Хаята отходит несколько горных гряд. Так, в восточной части к северу стремится Халканский хребет (2306 м), к югу направлены Ульбейский (2369 м) и Кухтуйский (2244 м) хребты. На юг протянулся Охотский хребет (2 171 м). Наиболее значительным является Юдомский (2888 м), на стыке которого с главной цепью находится мощный горный узел. Также можно выделить Брюнгядинский хребет (2279 м), несколько южнее его — Оганьинский (2189 м). К северо-востоку от главной цепи лежит Оймяконское нагорье с высотами до 1800 м, включающее Агаяканскую, Ючюгей, Куйдусунскую, Оймяконскую, Лабынкырскуювпадины. К юго-западу от хребта Сунтар-Хаята поднимается Юдомо-Майское нагорье с высотами в прилегающих районах до 2 200 м. Между главной цепью и Охотским морем, кроме вышеназванных хребтов, располагаются: Уракское плато, Кетандинский хребет (до 1836 м), хребет Анмай (1356 м).

Наиболее возвышенная часть Сунтар-Хаяты расположена на стыке с Юдомскимхребтом. Она вытянута на 150 км, при ширине до 80 км, и делится на три горно-ледниковых массива. Северный — с основным водораздельным гребнем вершин Палатка (2797 м) и Мус-Хая (2959 м), Центральный — непосредственно стык Юдомского хребта с главной цепью (высшая точка — гора Берилл высотой 2934 м), Южный — северная часть Юдомского хребта с вершинами Раковского (2888 м), Обручева (2695 м), Васьковского (2781 м). В этих трех массивах сосредоточены почти все ледники Сунтар-Хаяты. Обособленный горный массив Чанда с высшей точкой горой Друза (2746 м) несет полдюжины ледников. В хребте десятки вершин, высота которых колеблется от 2700 до 2800 м.

Рельеф области сформировался в результате тектонической деятельности и водно-ледниковой эрозии. Начиная с мелового периода, территория была подвержена медленному поднятию. Гораздо большими темпами шло поднятие высокогорных массивов. Во многих местах наблюдаются следы тектонических нарушений.

Наиболее высокая часть хребта в большой степени получила ледниковую обработку. В прошлом хребет был почти сплошь одет ледниками. Массы льда сползали с вершин на предгорные равнины, образуя ледники подножий. Следы этого процесса - сохранившиеся моренные амфитеатры, ледниковые озера, троги.

Климат области варьирует от резко континентального до холодного морского. Северо-восточные районы имеют резко континентальный климат. Здесь находится Полюс Холода Северного полушария - пос. Оймякон (это звание оспаривают Томтор и Верхоянск) с абсолютным минимумом -71.2°С. Зима длительная, до семи месяцев, малоснежная. Высота снежного покрова в отдельные годы не превышает 25— 30 см.

Лето в межгорных котловинах довольно теплое и засушливое. В отдельные дни температура воздуха достигает 35°С, хотя ночи прохладные, иногда с заморозками. Среднесуточная температура июля составляет 13,9°С (ГМС Агаякан). За лето выпадает 55—70 мм осадков, что составляет значительную часть среднегодовой суммы (167 мм в Оймяконе).

Высокогорные районы Сунтар-Хаяты отличаются суровым климатом арктической пустыни. Зима продолжается восемь месяцев. Высота снежного покрова в горах составляет 50-90 см, надувы достигают нескольких метров. В горах нередки случаи схода лавин. Их интенсивность резко возрастает после продолжительных снегопадов. Особенно лавиноопасны подветренные склоны и стенки каров, каньонов, откосы конечных морен, чему способствуют сильные юго-восточные ветры, дующие с Охотского моря.

Лето в горах прохладное и продолжается недолго. Начинается оно со второй декады июня и длится два месяца. Среднесуточная температура воздуха 10°С. Безморозный период отсутствует. По ночам возможны заморозки до -8°С. Градиент летней температуры составляет -0,5°С при подъеме на каждые 100 м. В любой летний месяц случаются снегопады и устанавливается временный снежный покров, характерна значительная облачность. Охотский склон хребта получает осадков больше, чем индигирский, годовое количество осадков в горах до 500 мм, на главном водоразделе до 1000 мм, чем объясняется развитие современного оледенения.

Климат тундрово-таежной области гор Охотского побережья умеренный. Он формируется благодаря близости Охотского моря, циклонической деятельности и потокам холодного воздуха из внутренних районов материка. Зима здесь теплее, чем в континентальных районах. Средние январские температуры в приморской полосе -20°С. Часты оттепели, сильные снегопады и метели. С удалением от моря температуры понижаются, ветер ослабевает. Лето прохладное: среднесуточная температура самого теплого месяца - августа - составляет 11 - 12°С. Для Охотского побережья характерны холодные и сырые туманы. Повторяемость пасмурной и дождливой погоды составляет 40%.

 Хребет Сунтар-Хаята предоставляет широкие возможности для организации пеших, лыжных, водных и комбинированных (пеше-водных) походов в условиях высокой автономности группы на маршруте. Пешие походы в области основного горного "узла", включающего три основные вершины (Палатка, Мус-Хая, Берилл), потребуют владения горной техникой. Основные препятствия - ледники (местами осложненные трещинами), каньоны в верховьях ручьев, осыпные склоны, перевалы сложностью до 2А. Выше 1500 м над уровнем моря лес отсутствует. Ниже - классическое таежное редколесье, на южных склонах (ближе к Охотскому морю) переходящее в густой смешанный лес с обширными зарослями кедрового стланика, создающего препятствия как для пешего движения, так и для постановки лагеря.

 

Реки региона в основном берут начало в области высокогорий в центре массива Сунтар-Хаята, истоки многих рек расположены в сложнопроходимых каньонах. Питание смешанное, ледниковое и снего-дождевое. За счет подпитки тающими ледниками расход воды летом относительно стабилен, без резких падений в засушливые годы (как в центральной и северной Сибири, в частности, на плато Путорана). Возможны значительные дождевые паводки с быстрым подъемом воды в верховьях и растянутым - в низовьях. Характерная особенность сплавных рек Сунтар-Хаята - значительный равномерный уклон на большом протяжении с практически полным отсутствием заметных локальных препятствий (порогов, водопадов) в результате длительного сглаживания русел не только водой, но также ледниками и морозной эрозией. Речные долины как правило широкие, с плоским ложем, что приводит к разбиению русла на многочисленные протоки, конфигурация которых меняется из года в год. Таким образом, в верховьях основные реки региона представляют собой непрерывные цепочки шивер с многочисленными разбоями, которые при вхождении реки в зону леса осложняются заломами и завалами, значительно затрудняющими сплав и представляющими реальную опасность для любого типа судов. Средний уклон порядка 10 м/км, скорость течения высокая. Такой характер с перерывами сохраняется на протяжении 100 - 200 км. Периодически встречаются скальные стенки, на некоторых реках (Сунтар) имеются каньонные участки. В таких местах вода собирается в единое русло, струя концентрируется, местами образуя прижимы к скалам. Ниже водность рек существенно увеличивается, высокая скорость течения в основном сохраняется (исключение - протяженные участки в среднем течении Юдомы). В целом, непрерывность препятствий в верховьях, отсутствие четких ориентиров и лоций в силу постоянного изменения конфигурации проток и расположения заломов и завалов, значительная фоновая скорость течения вкупе с высокой степенью автономности группы на маршруте позволяет классифицировать реки Сунтар-Хаята третьей (3) категорией сложности.

 

Сунтар-Хаята является водоразделом рек Алдана, Индигирки (бассейн Сев.Ледовитого океана) и Охоты (бассейн Тихого океана). В верховьях р. Делькю (правый приток Охоты) имеется единственная на планете межокеаническая бифуркация - разветвление реки на несколько проток, при этом левые собираются в р. Делькю Куйдусунская (бассейн Индигирки и Северного Ледовитого океана), а правые - в р. Делькю Охотская (бассейн Охоты и Тихого океана).

 

Растительный и животный мир региона достаточно разнообразны. Выражена высотная поясность. Высокогорья заняты арктической пустыней и ледниками, ниже расположены тундры, еще ниже - лиственничная тайга, по южным склонам - смешанные леса (лиственница + тополь). Встречаются рододендрон, кедровый стланик, долины рек, стекающих в южном направлении, изобилуют чозенией - реликтовой ивой с характерной способностью быстро занимать берега, освобожденные паводковыми размывами от другой растительности. Из представителей животного мира обычны северный олень, медведь, лось, в высокогорьях - снежный баран, встречаются волки. На реках, впадающих в Охотское море - нерест лососевых рыб.

 

Заброска к началу основных маршрутов по Сунтар-Хаята осуществляется автомобилями по единственной автомагистрали Р-504 "Колыма", связывающей г. Якутск и Магадан, возможна в обоих направлениях, со стороны Якутска осложнена паромными переправами через р. Лена и Алдан, которые могут отнять довольно много времени. Дорога представляет собой грейдер неплохого качества. В случае сильных дождей может добавиться необходимость бродов через некоторые из малых рек, пересекающих трассу (в силу отсутствия капитальных мостов) и объездов размытых участков. Таким образом, рекомендуется полноприводный транспорт. Расстояние от Магадана составляет порядка 1000 км с поправкой на конкретную точку заброски, со стороны Якутска немного меньше. Активная часть маршрута может начинаться непосредственно от трассы или в отдалении от нее с дополнительной заброской вездеходом или вертолетом (в этом случае основной промежуточный пункт - пос. Томтор). Выброска возможна также по трассе Якутск - Магадан, из поселка Охотск на побережье Охотского моря (самолетом до Якутска или Хабаровска), а также из поселка Югоренок на р. Юдома.

 

Хребет Сунтар-Хаята является водоразделом Охоты, Индигирки и Алдана. Реки, берущие начало в центральном районе Сунтар-Хаята, стекают в трех основных направлениях: на север (Сунтар, Агаякан, Конгор и Куйдусун), западном (Тыры, Восточная Хандыга, Юдома) и южном (Делькю Охотская, Охота, Кетанда). Реки северного направления при этом пересекают трассу "Колыма". Таким образом, напрашивается организация летних походов в формате пеше-водных маршрутов. Классическое решение - заброска сплавного снаряжения и судов в верховья одной из рек, кольцевой пеший маршрут по горной части региона с возвращением к точке заброски, и сплав либо на север до трассы "Колыма", либо на юг до Охотска, либо на запад до пос. Югоренок на Юдоме. Возможны также линейные пеше-водные маршруты (с транспортировкой судов пешим порядком) и чисто пешие (лыжные) маршруты, базирующиеся на трассу "Колыма".

 

Какая-либо инфраструктура, постоянные поселения и сотовая связь в центральной части горной системы Сунтар-Хаята отсутствуют. В долинах имеются немногочисленные стоянки оленеводов-эвенов, ведущих полукочевой образ жизни. На р. Тыры на расстоянии примерно 100 км от истока расположен поселок Нежданинское, на р. Охота - пос. Арка в 100 км выше устья.  Таким образом, походы по Сунтар-Хаята проходят в условиях полной автономности. Быстрый аварийный сход с маршрута возможен только вертолетом при наличии спутниковой связи и при условии летной погоды. В районе верхнего течения Делькю может быть не возможна и выброска вертолетом из-за значительного удаления от ближайших аэродромов Эвакуация своими силами возможна на север до трассы "Колыма" или на запад в пос. Нежданинское, из которого можно добраться до трассы, используя транспорт повышенной проходимости. В случае аварии на южных участках системы Сунтар можно рекомендовать быстрый сплав по р. Делькю Охотская или Охота до пос. Арка (при наличии судов). По спутниковому телефону можно связаться с администрацией пос. Арка и попытаться договориться об эвакуации моторными лодками, подъем на которых возможен достаточно далеко вверх по Охоте и Делькю Охотской (в зависимости от уровня воды).

 

 

Организация путешествия

Основной смысловой идеей похода было сквозное прохождение массива Сунтар-Хаята в направлении с севера на юг, совмещая использование горной техники при пересечении центрального хребта с его пятнами оледенения и сплав по одной из рек, стекающих в южном направлении. Цели похода были определены следующим образом:

1. посещение всех высотных поясов Сунтара - области ледников с заходом на одну из трех наиболее высоких вершин, высокогорной тундры, тайги и приморских смешанных лесов;

2. посещение Полюса Холода - пос. Томтор, оспаривающего это звание с поселком Оймякон;

3. посещение точки бифуркации реки Делькю

4. сплав по р. Делькю Охотская и Охота, ловля нерестовой рыбы, поднимающейся по Охоте.

Все поставленные задачи были выполнены.

 

Набор группы проводился в течение зимы 2016/17 г. Группа изначально планировалась малочисленной (4 или максимум 5 чел.) для достижения максимальной мобильности. Конечный состав - 4 человека, из них трое из Горного турклуба МГУ, и один из Клуба водного туризма МГУ. Соответственно, суммарный технический опыт группы оставлял желать лучшего, т.к. трое горников имели недостаточный водный опыт, а единственный водник не имел понятия о горной технике. Соответственно, весной (февраль - апрель) были устроены тренировки по использованию кошек и ледоруба, а также проведен ПВД на Мсту со сплавом по Опеченским порогам (2 КС) и тренировкой техники гребли и управления судном на бурной воде. После проведенных тренировок опыт участников постановили считать достаточным. Опыт длительного сосуществования в малом коллективе и прохождения автономных маршрутов высокой сложности у всех участников был достаточен, поэтому было принято принципиальное решение об отсутствии в группе единого руководителя с передачей права конечного решения в сложных ситуациях участнику, имеющему наибольший опыт для данного конкретного случая. Таким образом, на пешей части (в частности, в ходе преодоления ключевых препятствий маршрута и радиальных выходов на г. Берилл и Фиеста) последнее слово принадлежало преимущественно Е. Домбровскому, а на водной - Д. Гарбузу, по совместительству - капитану катамарана. При подготовке похода в том же порядке распределялись обязанности по подбору группового снаряжения и консультациям по личному горному и сплавному снаряжению. За вопросы заброски и выброски отвечал преимущественно С. Генкин. Несмотря на очевидно спорное решение об отсутствии формального руководителя, необходимо отметить, что в нашем случае оно себя полностью оправдало: небольшая группа, сформированная из опытных участников (пусть даже в разных видах туризма) и сработавшаяся на тренировочных выходах, не испытывала никаких проблем с определением субординации и принятием решений.

 

Начало маршрута определялось возможностями заброски и ограничением по срокам похода в связи с максимальной длительностью отпуска одного из участников 3+ недели. Наиболее простой в плане заброски вариант со стартом от трассы "Колыма" не подходил по срокам, т.к. добавлял минимум 4 - 5 дней пешего подхода к горам по тайге; при этом такой подход малоинтересен в спортивном и эстетическом плане. Соответственно, рассматривались варианты дополнительной заброски от пос. Томтор вездеходом (от трех дней без гарантий в связи с возможностью поломок) или вертолетом (1 час при летной погоде по стоимости, сравнимой с заказом вездехода). В результате была достигнута договоренность с администрацией аэродрома Томтор о возможности организации вертолетной заброске. Контакты руководства аэродрома были найдены в результате переговоров с администрации пос. Томтор в феврале — марте . Группа благодарна чиновникам поселка, руководству и ​​ персоналу аэропорта за оказанное содействие и крайнюю ответственность при заброске группы. В результате был организован вертолетный рейс до оз. Кнорий (130 км по прямой) с использованием вертолета Ми-2.

До Томтора добирались от Якутска на заранее заказанных микроавтобусах. Эта часть заброски вызвала массу отрицательных эмоций, т. к. заказанные машины часто пробивали колеса, ломались. На переправу через р. Алдан группа затратила около 6 часов. Общее время от аэропорта Якутска до пос. Томтор составило более 32 часов.

В общем виде заброска к началу активной части маршрута выглядела следующим образом:

Москва - Якутск (авиа) - пос. Томтор (авто, 1100 км) - оз. Кнорий (вертолет, 130 км).

Забрасывались совместно с группой В.С. Кулика (Турклуб ВШЭ/Горный турклуб МГУ).

Следует обратить внимание, что сотовая сотовая связь на дороге Якутск-Магадан далеко не везде. ​​ Так у пос. Кобюме (поворот с трассы на Оймякон) была связь только 4G (кнопочные телефоны 2G и 3G не брали).

Выброска начиналась из пос. Арка в нижнем течении р. Охота в пос. Охотск на побережье Охотского моря, откуда летают рейсовые самолеты в Якутск и Хабаровск. При полете через Якутск есть возможность покупки единого билета Охотск - Москва с пересадкой в Якутске, которым мы и воспользовались. В результате, последовательность выброски:

пос. Арка - пос. Охотск (авто, 120 км) - Якутск (авиа, 800 км) - Москва (авиа).

 

После договоренностей о заброске-выброске и покупке билетов нитка активной части маршрута сформировалась окончательно:

оз. Кнорий - вверх по р. Надежда - пер. Курьезный (1Б) - лед. Берилл - радиальный выход на г. Берилл - пер. Делькю (1Б) - вниз по р. Делькю до точки бифуркации (пешком, всего порядка 100 км) - сплав по р. Делькю Охотская и Охота (2 - 3 КС, порядка 300 км).

 

График движения предполагался средне-напряженным, на заброску отводилось 5 дней (с учетом возможной нелетной погоды), 4 дня отводилось на выброску, и 18 дней - на активную часть маршрута (из них 3 - запасных). В целом, запас времени позволил провести весь поход под лозунгом "мы никуда не торопимся".

 

Выбор снаряжения определялся наличием протяженной пешей части и в значительной степени определялся ограничением по весу: 35 - 37 кг/чел (12 - 14 кг личного снаряжения + 13 кг общественного снаряжения + 10 кг продуктовой раскладки). Для бивуаков использовались легкая палатка-4 и силиконовый групповой тент. Для горной части маршрута был взят газ в количестве восьми 220-граммовых баллонов (истратили только 4, т.к. не расходовали запасные дни и быстро дошли до зоны леса) и горелка Primus Эта-Пауэр. Для сплава использовался катамаран-4 ("банан") без штатных упоров с посадкой на рюкзаках. В качестве личного горного снаряжения применялись кошки (стандартные, у одного из участников - облегченные) и каски. Ледорубы решено было не брать, что в целом оправдалось, хотя они пригодились при подъеме на лед. Берилл (одалживали у идущей параллельно группы В. Кулика, можно было обойтись без них). Трое из четырех участников пользовались трекинговыми палками. Для сплава у всех участников имелись гидрозащита (неопреновые брюки или полукомбинезон, либо сплавные вейдерсы; сплавная обувь, брызгозащитная куртка и спасжилет), каски использовались также на воде. Для минимизации веса при перелете Москва - Якутск часть снаряжения отправили заранее транспортной компанией DPD до терминала в Якутске (стоимость сравнима с переплатой за багаж в самолете, существенной выгоды в деньгах не дает).

 

Продуктовая раскладка составлялась из расчета 500г/чел в день, основные продукты - крупы и варено-сушеное мясо.

 

Перед началом маршрута были отправлены извещения о выходе на маршрут как ​​ Начальнику ГУ МЧС по Республике Саха — Якутия kcc-caxa@yandex.ru, (4112) 32-13-29, (4112) 22-65-90, так и Начальнику ГУ МЧС по Хабаровскому краю (4212) 41-59-50, operhab@mail.ru.

Регистрация в данном районе – достаточно формальная вещь, т.к. вертолетов у спасателей нет, и в любом случае возможная эвакуация может быть организована только силами администрации пос. Томтор в горной части, или по команде главы администрации пос. Арка на реках бассейна Охоты.

 

 

Краткое описание активной части маршрута

Старт от озера Кнорий на высоте 1488 м. Движение вверх вдоль ручья Конгор по левому берегу (здесь и далее –орографически) через легкопроходимое лиственничное редколесье, которое в районе слияния с р. Надежда переходит в травянистую тундру. На стрелке - брод через Конгор (Н/К), движение вверх по р. Надежда по левому берегу. В одном из оврагов размытое захоронение ископаемого леса, можно использовать на дрова. Движение по береговым полкам, местами необходим траверс крутого осыпного склона левого берега, т.к. воды в ручье много, струя концентрированная и брод затруднителен.выше по течению ручей разбивается на протоки, здесь возможен брод, на слиянии истоков р. Надежда - начало подъема к перевалу Курьезный вдоль левого истока по правому берегу. Перевал - плоская седловина между истоками рр. Надежда и Берилл, сложность представляют подходы к ней по крутым осыпным склонам (1Б за счет трудоемкого подъема и траверса склонов правого берега). Подход по левому берегу, похоже, проще – меньше лишних набора/сброса высоты при обходе каньона. Исток р. Надежда находится в плохо просматриваемом каньоне, возможность движения по нему вызывает сомнения. После седловины - простой спуск к истоку р. Берилл, вытекающему из-под одноименного ледника. Брод ручья невозможен или связан с существенным риском из-за большого расхода воды и высокой скорости течения. Подъем на ледник - по крутому ледяному мосту над ручьем с использованием кошек и ледорубов. Далее - движение в кошках по лед. Берилл до срединной моренной гряды на леднике, здесь возможна установка палатки на покровной морене.

 

Подъем на в. Берилл (2934 м) осуществлен по одноименному леднику и далее по северному* скально-осыпному гребню примерно от пер. Сихотэ-Алинь. На леднике многочисленные ручьи в глубоких промоинах. Необходимы кошки. Заход на вершину по северному гребню (сильно разрушенные осыпающиеся скалы, 1Б). Спуск по юго-западному склону первые 200 м по крутой живой осыпи, затем по льду.

* «классический» способ подъема – по западному гребню, вероятно, он немного проще.

 

Подъем на пер. Делькю по льду (уклон 10 - 15°, использовали кошки). С перевальной седловины - подъем нав. Фиеста (2777 м) по некрутому гребню (льда нет, осыпь, местами скальные выходы, 1А). Спуск с пер. Делькю на юг простой – по живой средней осыпи, перекрывающей остатки ледника. Исток Делькю в неглубоком каньоне, проходится частично по дну, частично по береговым полкам (подъем и спуск просты). Далее - 30 км вдоль р. Делькю до бифуркации, несколько простых бродов р. Делькю и ее притоков. Движение преимущественно правым берегом Делькю. Плоская легко проходимая тундра, последние несколько километров перед бифуркацией по обоим берегам начинает появляться лес. За 10 км выше бифуркации Делькю условно пригодна для сплава на малых надувных судах (каяки, пакрафты), возможность сплава зависит от уровня воды.

 

Начиная от точки бифуркации р. Делькю Охотская образует множество проток с очень быстрым (до 20 км/ч) течением, по берегам лес, встречаются завалы и заломы, чалка судов проблематична, велика вероятность аварии, особенно для судов с неопытным экипажем.  Через 5 км после бифуркации - обширная наледная поляна, вода распределяется по сети узких мелководных проток, могут понадобиться проводки. Далее река ненадолго собирается в одно русло, образуя несколько прижимов к скальным стенкам, но через 2.5 км снова разбивается на сеть проток на протяжении 10-и км, сплав на любых типах судов может быть затруднен. Затем река собирается в две основные протоки, сливающиеся в 1 км выше р. Ледниковая. С этого места сплав возможен при любом уровне воды на любых типах судов.

 

Далее р. Делькю Охотская на большом протяжении сохраняет высокую скорость течения, образуя полноводные шиверы с обливными камнями и валами на струе, есть несколько прижимов к береговым скальникам. Ниже река начинает разбиваться на сложную сеть проток, выбор наиболее полноводной протоки часто затруднен. На большом протяжении встречаются заломы и завалы, местами требуются проводки или обносы. Полностью в единое русло река собирается только после глобального поворота русла на восток, за 25 км до стрелки с р. Охота, которая также часто образует разбои, но здесь все протоки гораздо более полноводны, чем в Делькю, большинство из них проходимы на катамаране. Высокая скорость течения (местами более 10-и км/ч) сохраняется до пос. Арка. При слияниях проток, а также на границе уловов местами образуются мощные сбойки струй, грозящие оверкилем байдарке или каяку. Берега Делькю Охотской и Охоты на большом протяжении заняты лесом с густым кедровым стлаником, что затрудняет поиск места стоянки, иногда на протяжении более 10-и км.

 

 

 

Оценка категории сложности маршрута

Подсчет баллов по методике категорирования пешеходных маршрутов:

 

ЛОКАЛЬНЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ (ЛП = 20)

броды Н/К - 2

перевал 1Б - 6

вершина 1Б + 1А в режиме радиального выхода - 6

траверс гребня Н/К - 4

каньон Н/К - 2

ПРОТЯЖЕННЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ (ПП = 60)

лес Н/К - 5

ледник 1Б - 10

водный участок 2+ КС более 100 км - 45

 

Суммарный перепад высот на пешей части 4.7 км. Коэффициент перепада высот К = 1+4.7/12 = 1.4.

 

Географический показатель района похода: Сунтар-Хаята - 19.

 

Коэффициент автономности - 1.

 

Расчет баллов: ЛП + ПП + (Г х А х К) = 20 + 60 + 26.6 = 106.6

что соответствует 4-й категории сложности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

График движения на маршруте

 

День

Дата

Средство передвижения

км

Набор высоты

Путь

Место ночевки

-3

03.08

четверг

самолет

 

 

Москва-Якутск

 

-2

04.08

пятница

авто

 

 

Якутск - р. Алдан

паром Алдан

-1

05.08

суббота

авто

 

 

до пос. Томтор

Томтор

0

06.08

воскресенье

вертолет

130

 

Томтор - оз. Кнорий

Camp-0 (оз. Кнорий)

1

07.08

понедельник

пешком 1

18

+270

подъем по р. Конгор и Надежда

Camp-1 (р. Надежда)

2

08.08

вторник

пешком 2

10,2

+900 -500

пер. Курьезный 1Б

Camp-2 (морена на лед.Берилл)

3

09.08

среда

пешком 3

4+4

+700 -700

радиалка на Берилл

Camp-2 (морена на лед.Берилл)

4

10.08

четверг

пешком 4

5,5 +1+1

+630 -850

пер. Делькю 1Б
+ вер. Фиеста,

Camp-3 (верховья р. Делькю)

5

11.08

пятница

пешком 5

19,3

+80 -530

вниз по р. Делькю

Camp-4 (у наледи, впадение р. Раковского)

6

12.08

суббота

пешком 6

14,3

+140 -330

переход до Бифуркации

Camp-5 (Бифуркация)

7

13.08

воскресенье

пешком 7

6,8

-100

вниз от бифуркации

Camp-6 (ниже бифуркации)

8

14.08

понедельник

Дневка

0

0

-

 

9

15.08

вторник

пешком 8

15,6

+80 -210

переход до стапеля (выше устья Ледниковой)

Camp-7 (выше Ледниковой)

10

16.08

среда

Стапель, сплав 1

18,7

-130

сплав до р. Феб

Camp-8 (перед р. Феб)

11

17.08

четверг

сплав 2

43,3

-260

сплав до р. Хакчан

Camp-9 (выше р. Хакчан)

12

18.08

пятница

сплав 3

52,5

-190

сплав до р. Мальмачан

Camp-10 (чозениевый лес)

13

19.08

суббота

сплав 4

41,7

-100

сплав до поворота Делькю

Camp-11 (поворот реки на восток)

14

20.08

воскресенье

сплав 5

35,2

-90

сплав по Охоте почти до р. Кюренджа

Camp-12 (выше стрелки с р. Кюренджа)

15

21.08

понедельник

сплав 6

37,9

-40

сплав до р. Хонькан

Camp-13 (после скального сужения)

16

22.08

вторник

сплав 7

39

-80

сплав до р. Туойдах

Camp-14 (под горой)

17

23.08

среда

Дневка, радиалка

3+3

+680 -680

посмотреть на речку сверху

Camp-14 (под горой)

18

24.08

четверг

сплав 8, антистапель

32,5 + 3

-60

сплав до Арки

пос. Арка

19

25.08

пятница

машина

 

 

Арка – Охотск

пос. Охотск

20

26.08

суббота

самолет

 

 

Охотск – Якутск

Якутск

21

27.08

воскресенье

самолет

 

 

Якутск - Москва

Дома

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дневник похода

 

Вылет из Москвы 2-го августа вечером. Утром 3-го прилет в Якутск. День на осмотр города, закупку части продуктов, "сигналов охотника" от медведей и получение снаряжения в офисе транспортной компании. Посетили музей Института Мерзлотоведения (не впечатлило), погуляли по городу, поели стейков из жеребятины в средне-мажорной забегаловке. В целом город неинтересный, пыльный, жарко, кусается мошка. Ночуем в заранее снятой на сутки ​​ квартире.

4-е августа. С утра прилетает основная часть народа из группы В. Кулика, совместно с которой мы забрасываемся, а это в сумме 14 человек. Нам подают два микроавтобуса, из которых «наш» - только один, Тойота Хиас (второй пойдет параллельно, но гружен чем-то чужим) так что разместиться со всеми рюкзаками становится некоторой проблемой. (Хорошо, что есть верхний багажник.) Уже в процессе паковки багажа объявляют новую цену, естественно, выше той, о которой договаривались заранее. Спорить бесполезно, остается или соглашаться, или отказываться от этой заброски и искать новую. Сколько времени это займет, неизвестно, поэтому соглашаемся на новую цену (6 000 руб. с человека до Томтора). По рассказам многочисленных знакомых, посещавших Якутию, это общепринятая практика - поднимать цену на заброску после приезда группы.

Поездка с двумя паромными переправами (через Лену и Алдан) занимает 1.5 суток. Трасса представляет собой грейдер хорошего качества (однако, в трех местах останавливаемся, пробив колесо), идет активное строительство мостов через малые реки. На последние 150 км перед Томтором сворачиваем в Кюбюме на старую трассу (новая проложена севернее) - здесь отсутствуют несколько мостов, размытых недавним дождем, броды занимают некоторое время. В Томторе оказываемся под вечер 5-го августа, нас бесплатно определяют в «гостиницу» при аэропорте. Сегодня не улетим.

6-е августа. С утра приезжает Александр Долженков, сотрудник администрации поселка, по совместительству предприниматель и владелец вертолета Ми-2, устраивает нам экскурсию на метеостанцию и в местный "музей мерзлоты" - старую штольню, в которой выставлены ледяные скульптуры - персонажи якутского эпоса. Параллельно вертолет забрасывает первую партию людей из группы Кулика. Время перелета в одну сторону – около 1 часа 15 минут. Дальше - наша очередь, последний рейс - снова "куликовцы". Погода ясная, тепло. Волшебный вечер на оз. Кнорий, прогулка по окрестностям, первые фото с активной части маршрута.

 

IMG_8748

Наряду с Оймяконом Томтор претендует на звание Полюса Холода.

 

IMG_8757

IMG_8787

  Ледяные скульптуры в штольне возле Томтора - "резиденция Чысхаана" (якутского Деда Мороза). Не тают и не оплывают уже много лет. 

 

IMGP4999

Вертушка отправляется за последней партией на заброску.

 

IMGP5010

Озеро Кнорий.

 

IMG_8807

Горки в районе озера.

 

IMGP5047

Полнолуние над Сунтаром.

 

7-е августа. Погода шепчет, солнечно и тепло, днем - даже жарко. Подъем в 7 утра, сразу после завтрака начинаем движение. Идем вдоль Конгора по орографическилевому берегу, по приятному лиственничному лесу, чередующемуся с травянистыми полянами. Обедаем сразу за стрелкой Конгора и Надежды, после простого брода через Конгор. Леса здесь и выше уже нет, готовим на газу. Далее двигаемся вверх по р. Надежда. Подъем становится круче, пересекаем несколько оврагов, в одном из них ископаемые дрова - древний лес, захороненный под сыпухой и теперь вымываемый ручьем, свидетельство того, что нынешнее "глобальное потепление" - далеко не первое в истории. Такой же захороненный лес встречается на плато Путорана. Встаем на ночлег, не доходя 3 км до стрелки истоков р. Надежда, около 7-и вечера.

Группу Кулика видели несколько раз в течение дня, они ночуют в паре переходов позади от нас.

IMG_8928

 

IMG_8934

IMG_8951

 

IMG_8963

Характерные пейзажи вдоль Конгора и движение пешком по травяной тундре вдоль р. Надежда.

8-е августа. С утра ясная погода, подъем в 7, быстрый старт. Продолжаем движение вверх по р. Надежда по левому берегу. Вскоре удобная полка кончается, брод ручья затруднителен (воды много, течение достаточно мощное), приходится траверсировать осыпной склон. По нему спускаемся к стрелке истоков, здесь простой брод на разбоях, сразу за которым начинается подъем на высокий скально-осыпной гребень перед траверсом к перевалу Курьезный. Подъем вначале по травянистому склону, достаточно крутому, местами - несложная мелкая сыпуха. С вершины-пупыря перед перевалом видна панорама склона, который предстоит траверсировать, частично просматривается каньон внизу, и орографически левый склон, выглядящий проще нашего правого. При подъеме пару раз забрали правее по ходу движения, но упирались в крутые сбросы к каньону. Приходилось петлять. В итоге вышли на локальное седло, расположенное довольно высоко на отроге хребта. С этого седла начался линейный участок траверс ручья Надежда. Трое участников с горным опытом по очереди топчут тропу в сыпухе. Траверс технически не слишком сложный, но физически трудоемкий и долгий, крутизна склона около 20°. К обеду выходим на перевальное седло, здесь нас догоняют "куликовцы", до лед. Берилл идущие параллельно с нами, дальше у них свой маршрут. После обеда начинаем спуск к истоку р. Берилл под одноименным ледником – забираем влево по ходу, чтобы не сбрасывать лишней высоты и выйти прямо к языку ледника. Ручей из-под правого борта ледника (исток р. Берилл) выглядит страшновато, форсировать его не хочется. Находим потенциальную возможность захода на ледник по ледяному мосту над ручьем. Подъем крутой, около 40 – 45° и высотой в 4 – 5м. Надеваем кошки. Здесь пригодились бы ледорубы, у нас их нет, но есть у группы Кулика, которая собирается вставать здесь на ночевку и подниматься на ледник завтра. Одалживаем у них ледоруб руководителя, который наблюдает за процессом нашего подъема на ледник, пока группа ставит лагерь. Несмотря на то, что крутой участок короткий, по неосторожности с него легко съехать метров 20 вниз на камни или в речку, вытекающую из-под ледника, что может быть фатально, так что поднимаемся с должной аккуратностью и гимнастической страховкой. В принципе, подъем без ледорубов возможен, но тогда рюкзаки пришлось бы поднимать на веревке, что отняло бы много времени, а дело уже к вечеру. Группа Кулика, проходившая тем же маршрутом, но утром следующего дня, выходила на ледник без использования специального снаряжения ниже на 500 м. После подъема проходим порядка 2-х км (30 мин) по леднику и встаем на покровной срединной морене на развилке путей к вер. Берилл и пер. Делькю. К вечеру погода ухудшается, приходит облачность, но дождя нет.

Как показали дальнейшие события – решение сделать этот вечерний переход по леднику было верным, т.к. сэкономило много времени на следующий день и позволило успеть осуществить восхождение на г. Берилл до ухудшения погоды.

 

IMGP5251

Подъем на локальную горку пред перевалом "Курьезный".

 

IMGP5270

Группа Кулика, догоняющая нас, на горке перед перевалом.

 

IMGP5258

Склон вдоль п.б. истока р. Надежда, который необходимо траверсировать. На фото видно, что начало траверса возможно с седла, расположенного довольно высоко на хребте.

 

IMGP5262


IMGP5274

Траверс осыпных склонов.

 

IMG_9076

 На перевале.

 

IMGP5316

Ледяной мост через ручей - подъем на лед. Берилл. Единственное место, где реально нужны были ледорубы. Слева в красной куртке - В. Кулик.

 

IMG_9112

 Подъем на ледник. На переднем плане - В. Кулик.

 

IMG_9118

Движение по леднику.


IMG_9078

Вид на осыпной склон, по которому предстоит спуск, начало ледника Берилл и г. Фиеста с перевала "Курьезный".

 

IMG_9127

 Морена, на которой встали лагерем, и окрестные горки.

 

9-е августа. Подъем в 6.00, выдвигаемся в радиалку на Берилл. С утра туман, низкая облачность, которая вскоре поднимается, ненадолго показывается солнце. Но над долиной р. Берилл висят плотные облака, понятно, что погода неустойчивая. Подъем по леднику простой, поверхность полностью свободна от снега. Во многих местах лед покрыт разводами цвета от арбузно-розового до кроваво-красного - это микроскопические водоросли, адаптированные к низким температурам. За 1.5 ч доходим до свободного ото льда северного гребня чуть южнее седловины перевала "Сихотэ-Алинь", крутизна ледника перед выходом на гребень достигает 20 - 25°. Гребень достаточно узок, по обе стороны - крутые осыпные склоны, под ними лед, движение по гребню - через массивы сильно разрушенных осыпающихся гранитных скал, камни живые, местами приходится карабкаться по узким карнизам, удовольствие сильно ниже среднего.Возможно, в некоторых местах не помешало бы навесить перила, но это не наш метод. На преодоление гребня затрачиваем еще порядка 1.5 часов. Наконец, вершина. За время подъема погода портится, приходят облака. Успеваем пофотографировать, и буквально минут через десять все затягивает, холодный туман ложится на вершину и склоны внизу. Больше здесь ловить нечего, начинаем спуск по юго-западному склону по живой средней осыпи крутизной 20°, сильно сползающей под каждым шагом, что ускоряет движение. Быстро доходим до ледника, надеваем кошки и в сплошном тумане при видимости около 20 – 30 метров двигаемся к лагерю. Опасности движение не представляет, т.к. трещин на леднике нет, а ручьи в промоинах отлично слышны и видны вблизи. К тому же у нас GPS-навигатор, и мы по оптимальной траектории возвращаемся на свои подъемные «следы». Пытаемся услышать или увидеть группу Кулика – безуспешно. Как выяснилось впоследствии – они не успели выйти в сторону вершины Берилл до того, как ее закрыли облака, и уже ставили лагерь на одном из гребней относительно недалеко от нашего пути.

Внизу начинается мелкий дождь, продолжающийся с перерывами весь вечер. С погодой не поспоришь - залезаем в палатку потупить и поспать.

Уже в процессе перечитывания описания по возвращении понимаем, что «классический» путь на вершину – не по северному гребню, а по короткому западному – он короче, и, вероятно, немного проще. Так что, возможно, мы первопрошли новую версию траверса горы Берилл – с севера на юго-запад. Рекомендуем ее любителям лазания по гранитам!

 

IMGP5367

Прыжки через промоины в леднике.

IMGP5381

Ледник и гора Берилл на заднем плане.

 

IMGP5399

IMGP5401
IMGP5404

Подъем по северному гребню на вершину Берилл.

 

IMGP5477

Лагерь на покровной морене.

 

IMGP5388

 Движение по лед. Берилл.

 

10-е августа. В 7.00 подъем. С утра плотная облачность, туман. Выходим в сторону перевала Делькю, от самого лагеря начинается плавный подъем по леднику. С рюкзаками достаточно тяжело. Постепенно облачность рассеивается (за время подъема на перевал снизу через нас протащило три слоя облаков), начинают открываться виды на соседние горы. Подъем сложности не представляет, крутизна ледника не более 10°, главное держаться середины ложа и не приближаться к хорошо видным зонам разломов с большей крутизной ледника. К моменту выхода на перевальное седло облачность разрывает, что является сигналом к подъему на в. Фиеста. Подъем по гребню, начинающемуся от перевала, проще, чем на Берилл, но пара неприятных участков, требующих элементов лазания, есть. Под самой вершиной гребень превращается в пологий осыпной склон. С вершины порция хороших видов на окрестные горы, долину Делькю и в. Берилл. После фотосессии спускаемся обратно на перевал. Здесь тур, в котором находим записку Марины Галкиной, прошедшей здесь за неделю до нас в режиме радиалки из долины Делькю. Приятно ощутить сопричастность к легенде.

На седловине после восхождения, укрывшись от ветра, устраиваем обед, затем начинаем спуск в долину Делькю. Вначале путь до относительно крутой мелкойсыпухе, затем – по осыпным и конгломератным 10 – 20-градусным склонам вдоль истока Делькю. Здесь несколько бродов, местами идем понизу вдоль воды, местами поднимаемся на травяные полки вдоль каньонных участков. Вечером выходим к началу расширения и выполаживания долины и встаем около маленького правого притока с чистой водой (в самой Делькю вода мутная, опалесцирующая, несколько вышележащих притоков выносят подозрительно розовую, явно интересно минерализованную воду (вспоминаются слова Долженкова о том, что на Сунтаре есть вся таблица Менделеева).

 

IMGP5499

Подъем на пер. Делькю.

 

IMGP5512

Перед седлом перевала Делькю.

 

IMGP5514

Перевальное седло и вид на долину истоков Делькю.

 

IMGP5536

Подъем на г. Фиеста. До вершины совсем чуть-чуть.

 

IMGP5540

Гора Берилл с вершины Фиесты.

Слева «наш» северный гребень, на переднем плане западный гребень и спусковые снежно-осыпные юго-западные кулуары.

 

IMGP5541

Панорама с вершиной Берилл и одноименным ледником.

 

IMGP5622

Спуск с пер. Делькю.

 

IMGP5624

Исток и долина верховий Делькю.

 

11-е августа. Подъем как обычно, в семь. Пасмурно. Начинаем движение вначале вдоль Делькю, пару раз приходится бродить или подниматься на высокие береговые полки, обходя скальные прижимы. Вскоре долина окончательно выполаживается, и начинается бодрый марш по травянистой тундре правого берега. Вокруг разноцветные горы, впереди голубеют разрывы облачности, позади над горами висят беспросветные тучи. Местами темп немного снижается на каменных россыпях. Начинает попадаться голубика, ягоды много. К вечеру доходим до ручья Раковского под одноименной горой, на противоположном берегу - мощная наледь. Воды в реке уже достаточно много, местами можно было бы плыть на пакрафте, хотя и с необходимостью периодических проводок. Ставим лагерь прямо на россыпях голубики.

 
IMG_9272

"Химический" приток Делькю.

 

IMGP5689

Движение по тундре вдоль Делькю.

 

IMGP5701

Склоны вдоль правого берега Делькю.

 

IMGP5766

 Иногда удобнее перебродить протоки Делькю, чем взбираться наверх, обходя прижимы.

 

12-е августа. 7.00. Туман, низкая облачность, которая в процессе завтрака и сборов начинает подниматься и рваться, так что после старта начинает пробиваться солнце. На противоположном берегу видим стадо оленей - несколько десятков голов. Вскоре начинают появляться первые лиственницы, так что обед делаем уже на дровах. К вечеру доходим до точки бифуркации, предварительно перебродив несколько очень холодных рукавов р. Васьковского (с предварительной разведкой, воды много). Встаем на высоком правом берегу, над скальной стенкой, вдоль которой тянется древняя изгородь, когда-то построенная оленеводами, а сейчас, спустя минимум 20 лет, практически слившаяся с пейзажем. Делькю здесь уже достаточно полноводная, но возможность сплава на катамаране-4 вызывает сомнения: много разбоев, которые ниже могут осложниться завалами в узких руслах (при скорости течения местами под 20 км/ч).

 

IMGP5780

Голубика - самое серьезное препятствие при движении по тундре.

 

IMGP5832

Гора Раковского (2889 м).

 

IMGP5846

Олени на противоположном берегу Делькю.

 

IMG_9375

Тур на правом берегу перед бифуркацией.

 

IMG_9391

Область перед бифуркацией с правого берега.

IMG_9411

Брод через р. Васьковского.

 

IMG_9413

Скальник вдоль р. Васьковского.

 

IMG_9420

Долина р. Делькю и широкое ложе зоны бифуркации, вид вверх по течению.

 

13-е августа. С утра погода шепчет. Подъем в 7.00. Сегодня надо решить - стапелиться на бифуркации или пройти еще около 20-и км пешком до конца второй наледной поляны. Выдвигаемся на разведку вдоль реки. Доходим до конца разбоев зоны бифуркации. Здесь остатки наледи, дальше река собирается и петляет между скальными стенками на обоих берегах, образуя несколько прижимов. До этого места - сеть узких проток с заломами и завалами при очень высокой скорости течения. Уклон - 14 м/км (по данным GPS). Решаем не соваться туда малоопытным экипажем и продолжить движение пешком, заодно избежав возможных проводок на нижележащих разбоях. Возвращаемся в лагерь, по пути набрав множество маслят.

От лагеря трое участников идут на скалу над разветвлением русла, обозначающим бифуркацию. Здесь памятный знак, установленный в 2016 г. экспедицией МЧС, поднимавшейся (якобы) сюда на моторных лодках с низовьев Охоты. Как они это сделали - непонятно, протоки, которые мы сегодня просматривали, не кажутся проходимыми для моторок. Скорее всего, через разбои их все-таки переправили вертолетами.

После обеда выдвигаемся с рюкзаками к точке, намеченной в ходе разведки для следующей ночевки. Идем через лес, срезая изгибы реки. Лес легкопроходимый, кустарник встречается только вдоль ручьев узкими полосами, попадается кедровый стланик, но его мало. Вечером встаем поблизости от намеченной точки на берегу небольшого ручья - правого притока. Здесь старое кострище, остатки какого-то сооружения из жердей, возрастом не меньше 20-и лет.

Уже перед отходом ко сну с Д. Гарбузом происходит авария - в глаз попадает мошка и там остается. Попытки ее удалить к успеху не приводят, глаз болит и опухает, что мешает нормальному сну и внушает опасения за возможность выйти завтра в штатном режиме.

IMG_9423

Делькю в районе бифуркации.

 

IMG_9438

Стела над точкой бифуркации, установленная экспедицией МЧС.

IMGP6009

Завал в одной из проток Делькю.

 

IMGP6023


IMGP6030

Наледь.

 

IMGP6051

Бифуркация. Направо орографически - Делькю Охотская, налево - Куйдусунская.

 

IMG_9472

 Пеший переход от бифуркации до лагеря перед второй наледной поляной.

 

14-е августа. При подъеме выясняется, что пострадавший участник идти не в состоянии: адская боль, отек, глаз не открывается. Вдвойне неприятно, поскольку погода хорошая, жаль такую упускать. Но делать нечего, объявляется вынужденная дневка по состоянию здоровья. Два человека проходят около 10 км дальше по реке для разведки предстоящего завершающего участка пешки.

15-е августа. Подъем в 7.00. Погода снова прекрасная. Состояние пострадавшего улучшается, хотя до полного выздоровления далеко. Принимаем решение выдвигаться. На больной глаз накладываем давящую повязку, препятствующую морганию и сопутствующему раздражению. Идем сначала по лесу, а дойдя до второй наледной поляны - местами выходим на галечники. В лесу и кустах местами встречаются лосиные тропы. К 17 часам доходим до начала широкой полноводной протоки, которая, судя по карте и спутниковым снимкам, больше не образует разбоев, в 5-и км выше стрелки с р. Ледниковая. Принимаем решение стапелиться здесь. Вокруг - лиственничное редколесье, много строительного материала для рамы, огромное количество голубики, которая красит дно палатки (чистого пятачка найти не получается).

Все пешее движение вдоль Делькю осуществлялось по правому берегу.

 

IMGP6191

Пострадавший.

 

IMGP6219


IMGP6226


IMGP6248


IMGP6250


IMG_9489

Пейзажи второй наледной поляны.

 

IMGP6275

Заросли голубики на стапельной поляне.

 

16-е августа. Снова отличная погода. Подъем в 7.00. С утра - стапель. После обеда заканчиваем постройку судна, пакуем вещи и в 16.00 стартуем. Очень бодрое течение, уклон 7 м/км, встречаются шиверы, некоторые довольно мощные. Постоянные разбои с необходимостью выбирать более полноводную протоку. Встаем на л.б. немного не доходя стрелки с р. Феб, на полке, поросшей молодым лиственничником.

 
IMG_9520

Река после второй наледной поляны.

 

IMGP6311

Постройка ката.

 

IMGP6337

 Шивера.

 

17-е августа. С утра пасмурно, туман. Подъем как обычно, в 7.00. По мере сборов туман рассеивается, облачность редеет и разрывается вскоре после старта. Буквально через 15 мин после отплытия видим на л.б. тушу оленя у самого уреза воды, полуразобранную, по-видимому, медведем. Не останавливаемся для фотографирования, предполагая, что "хозяин" может караулить неподалеку. На протяжении 10 км ниже р. Феб сплав бодрый, шиверы, некоторые достаточно мощные, один выраженный прижим к п.б. Дальше, примерно на траверсе г. Турта (на л.б.) начинается длинный участок мелководных разбоев, осложненных завалами и заломами, образуемым застревающим здесь лесом, смытым паводками. Местами необходимы проводки. Часты прижимы к бревнам, свисающим с подмытого берега. Здесь может понадобиться навык быстрой чалки на струе во избежание попадания в завал. Один из заломов, перед которым зачалились с некоторым трудом, подпиливаем (хотя можно было обойти и так). Пройдя 43 км, попадаем в очередной заваленный лесом разбой у л.б., решаем дальше под вечер не идти и встаем на л.б. после г. Голубичная, чуть выше стрелки с правым притоком р. Хакчан. В целом сплав радует, если не динамикой, то сменой пейзажей, напоминающей непрерывный просмотр канала "Дискавери".

Обращает на себя внимание огромное количество медвежьих следов. Начиная от точки чуть выше бифуркации следы встречаются ПОВСЕМЕСТНО, на водной части маршрута не было практически ни одной чалки, где бы они не встречались (хотя взрослых медведей не замечали ни разу, видели четверых подростков 20-го и 21-го августа). Собственно, такая ситуация характерна для всех нерестовых рек, которые привлекают медведей возможностью поесть массово поднимающуюся на нерест рыбу.

 
IMG_9537

 

IMG_9566

IMG_9574

 

IMGP6385

 Пейзажи второго дня сплава по Делькю.

 

18-е августа. Утро опять хмурое, в течение дня облачность снова расходится, но медленнее, чем вчера. При этом сзади, над горами на севере, продолжают висеть непроницаемые тучи. Подъем в 7.00, сборы, старт. В начале - проводка нескольких завалов с перетаскиванием ката через бревна. Затем сплав облегчается: протоки становятся более полноводными, выбирать нужную становится легче, завалы заканчиваются. Несколько раз, тем не менее, приходится проводиться. Пробуем ловить рыбу напротив устья р. Догникан – безуспешно. Видим на п.б. оленя, который шустро убегает. К вечеру попадаем в область протяженных зарослей кедрового стланика, полностью занимающих берега. Долго ищем стоянку, в конце концов, отчаявшись найти приемлемое место на коренном берегу, встаем перед правым притоком Мальмачан, на высокой песчаной косе в зарослях чозении ("Сударыня, доводилось ли Вам ночевать в чозениевом лесу? Нет? Давайте переночуем!" - такое придумалось начало для гипотетической светской беседы с далеко идущими последствиями). Пройдено 53 км, рекорд похода.

 

IMGP6402

Катамаран.

 

IMGP6481

 Делькю, ненадолго собравшаяся в единое русло.

 

IMG_9601

IMG_9624

 

IMG_9626

 И еще порция пейзажей.

 

19-е августа. Хмурое утро. И сегодня облачность рассасываться не спешит. Подъем в 7.00, в процессе сборов обнаруживаем тусовку рыбы в непосредственной близости, на границе струи и большого улова. После нескольких безрезультатных попыток - первый трофей - самец кеты килограммов на 5. Радуемся возможности разнообразить раскладку. Сплав сегодня еще проще, проводки уже не грозят, хотя характер реки сохраняется - множество проток, но река набрала мощь, все протоки полноводны. Вскоре после обеда доплываем до глобального поворота реки на восток в 25-и км выше слияния с Охотой. Здесь протоки собираются в единое русло, по берегам появляются многочисленные скальные выходы. Найти стоянку непросто, все заросло кедровым стлаником. Встаем километрах в 8-и до стрелки с Охотой на большом острове. Периодически идет мелкий дождик. Погода явно испортилась, ветер южный, видимо, идет циклон с Охотского моря. 

 

  IMGP6551

Пасмурное утро...

 

IMGP6567

...принесшее первую рыбацкую удачу.

 

IMGP6635

  Скалы при повороте Делькю на восток.

 

20-е августа. Подъем как обычно, пасмурно. Сразу после завтрака начинается дождь. Выходим. Гребем под дождем с холодным ветром, на п.б. видим возле воды одинокого медвежонка, маму не видно, чему мы не огорчаемся. Чуть больше часа сплава до стрелки с Охотой. Делькю кажется полноводнее. Пробуем рыбачить, но безрезультатно. Решаем идти без обеда в силу неприятных погодных условий. Охота - могучая река с быстрым течением, так же, как и Делькю, постоянно дробится на протоки, но в силу полноводности о проводках и проблемах выбора проток можно забыть. В районе 16 часов встаем на высоком п.б. не доходя правого притока Кюренджа. Вечером находим примерно в километре ниже лагеря место для рыбалки – и вот новые трофеи, кета и два небольших гольца в дополнение к раскладке.

 
IMGP6682

Медвежонок.

 

IMGP6711

 Кета и два гольца.

 

 

21-е августа. С утра дождь, который к моменту выхода на воду заканчивается. Утренняя рыбалка дает икряную самку кеты. Делаем малосольную икру, подкрепляемся перед началом сплава. К обеду начинает просвечивать солнце. Быстрое течение сохраняется. Видим на п.б. компанию сразу из трех молодых медведей (с видом идущих курить за школу семиклассников), но довольно далеко. Сфотографировать не успеваем: заметив нас, они шустро скрываются в лесу. Ловля рыбы на остановках снова радует, принеся 4-х крупных хариусов. Замечено, что лучшая рыбалка здесь в заводях, старицах с отсутствием течения и на входе в заводи, на границе струи и стоячей воды. На течении ловить бесполезно. Вечером облачность разгоняет, выходит солнце. Встаем на п.б. на месте старой стоянки оленеводов, после красивых скальников («Ворота Охоты») в районе правого притока р. Ханькан. Много голубики и брусники, уже спелой. Ночь холодная при ясном небе - первое напоминание о приближении осени.

 

 IMG_9654

Охота.

 

IMGP6762

Хариус.

 

IMGP6838

Скальные выходы.

 

IMG_9706

Вид со стоянки. Напоминает Карелию, только вместо сосен - лиственницы.

 

22-е августа. С утра солнечно, дальше постепенно пасмурнеет. Подъем как всегда, сборы, параллельно - попытки рыбалки (безуспешно). Прямо на глазах происходит подъем воды - паводок от позавчерашнего/вчерашнего дождя докатился до Охоты. Вода мутнеет. Выходим. Перед обедом останавливаемся на большой заводи, вода в которой осталась прозрачной: резкая сбойка не пускает сюда муть, плывущую по течению. В заводи кета готовится устроить родильный дом: сверху в прозрачной воде видно, как ходят кругами полуметровые рыбины. Вокруг суетятся хариусы с прозрачной целью налопаться красной икры бесплатно. Кета периодически производит в их сторону агрессивные выпады. Начинаем ловлю. Попадаются несколько штук кеты, самцы и самки, и несколько хариусов. Перепарковываем судно на удобный галечник и тут же устраиваем обед. Большинство самок кеты уже отнерестились, мясо по выстилке брюшной полости покрыто пузырьками газа. По сути, разложение заживо. Есть такое нельзя, оставляем на берегу медведям. Одна из самок попадается с икрой, делаем малосол. Хариусы и гольцы тоже преимущественно икряные, но у них икра, в отличие от кеты, нашпигована паразитами, хорошо заметными в виде мелких белых шариков. Что это такое, опасно для человека или нет, мы не знаем, поэтому в пищу употребляли только кетовую икру. Сегодняшняя рыбалка кончается поломкой удилища в ходе схватки с особенно бодрым самцом кеты, килограммов на 7.

NB. Любую рыбу употребляли только после термической обработки: во-первых, район эндемичный по анизокидозу, во-вторых, при выходе кеты в пресную воду меняется состав ее мяса, которое постепенно становится умеренно токсичным и требует обезвреживания путем термической обработки.

После обеда паводок продолжает развиваться, по реке поплыли вывороченные с корнем деревья. Течение здесь около 10-и км/ч, река широкая, опасности нет. К вечеру доплываем до р. Туойдах и встаем на л.б. с целью завтра сходить на близлежащую безымянную горку высотой 1321 м.

 

IMG_9717

Горки вдоль Охоты.

 

IMG_9718

Обрыв.

 

IMGP6893

Орлан.

 

IMGP6918

IMGP6926

 

IMGP6929

IMGP6930

 Трофеи.

 

IMGP6933

Малосол.

 

23-е августа. Дневка, поскольку до Арки осталось чуть больше 30-и км: при скорости течения 10 км/ч такое расстояние идется меньше, чем за пол-дня, а до Охотска мы решаем своим ходом не сплавляться (ничего интересного там нет). С утра туман, низкая облачность. Все равно решаем идти, в надежде, что постепенно облака разорвет. Движение сначала по кедровому стланику, потом подъем по крутым осыпям. Выходим на западное плечо горы примерно на 700 м и понимаем, что дальше подниматься бессмысленно: вершина в облаках. Зато на севере есть просветы, удается посмотреть на реку сверху. Вокруг побегала забавная ласка, видимо, никогда не видела людей. Спускаемся в лагерь к обеду. По дороге набрали немного шишек с кедрового стланика (а оставшийся в лагере Е. Домбровский – шиповника на компот и брусники). Остаток дня отдыхаем и доедаем вчерашнюю рыбу.

 

IMG_9734

Охота с подъема на безымянную горку.

 

IMG_9745


IMG_9749

Подъем по куруму.

 

IMG_9757

 Ласка.

 

24-е августа. С утра, встав как обычно, быстро собираемся и никуда не торопясь догребаем до Арки приблизительно за 4 часа. По дороге поймали одного гольца (удилище накануне починили при помощи веточек и армированного скотча). Погода пасмурная, но без дождя. Перед поселком скальные выходы на п.б., это хороший ориентир. Видим здесь первых людей с момента расставания с группой Кулика 8-го августа.

Сам поселок с воды не видно. Он расположен на п.б. на возвышенности примерно в 1 км от реки по прямой, хорошо закрыт со всех сторон лесом. Причаливаем около тусовки местных рыбаков. Они показывают нам, как дойти до поселка (туда ведет хорошо набитая тропа, до здания администрации 3 км). Разбираем и сушим кат, обедаем, пакуемся, идем в поселок.

Здесь в местной администрации руководителя (начальника администрации Сергея Георгиевича) не застаем (с ним созванивались из Москвы, так что в принципе о нашем возможном появлении он знал). Договариваемся о ночлеге (селят в школе, которая сейчас пуста по случаю каникул), заодно завуч предлагает сходить у нее в баню (кочегарить школьную долго). В итоге к бане прилагался ужин с икрой и душевным общением (спасибо!), а также любое количество икры на продажу по цене примерно вдвое ниже, чем в Охотске и Москве.

Вечером нас вызванивает глава администрации пос. Арка Сергей Георгиевич. Мы встречаемся с ним. Долго разговариваем мы рассказываем про наш маршрут и обстановку выше по течению. Сергей Георгиевич рассказывает про проблемы района, начиная от вопросов работы с оленеводами до того как приходится вывозить людей по состоянию здоровья с верховьев Охты и т. п.

Договариваемся о машине до Охотска на утро через людей, чьи телефоны нам заранее давали в группах поселка/района в "Одноклассниках".

IMGP7102

Характерный скальник перед Аркой.

 

25-е августа.

Утром нас от школы забирает местный житель Александр, регулярно курсирующий в Охотск с товаром для магазинов Арки. По поселку проезжаем на джипе, затем переправляемся через Охоту на моторке к парковке на восточном берегу. Здесь с начала 2000-ыхгодов хороший грейдер до Охотска, построенный компанией Полиметалл заодно с дорогой к их золотодобывающему руднику и фабрике на Хакандже. Пересаживаемся с Александром в его грузопассажирский Соболь и примерно за два часа спускаемся в Охотск.

Погуляли по Охотску, полюбовались на прибой и тюленей, посмотрели на лов рыбы населением частным образом и артелями от рыбозаводов (в том числе с применением экскаватора, заводящего сеть на глубину).

Ночевку искать не пришлось, т.к. Александр не мог оставить нас на произвол судьбы, организовал съемную квартиру и довез к ней (гостиница в поселке одна, Полиметалловская, и в нее «с улицы» обычно не селят).

 
IMGP7217

Тюлень.

 

IMGP7223

Результаты промысла.

 

26-е августа. Еще немного погуляли по Охотску. Днем едем в аэропорт (от города километрах в 15-и). Здесь есть некая точка продажи рыбы и икры, но все, что нам предлагают, внимания не заслуживает. Служба безопасности напрягается при виде топора и ножей в наших рюкзаках (багажного отсека в Ан-24 нет, груз летит в передней части пассажирского отсека и считается ручной кладью ). Заговариваем зубы рассказами о нашем маршруте и фотографиями с фотоаппарата – пропускают. Приятный перелет до Якутска на АН-24, даже с питанием. Встречаемся с группой Кулика, выбрасывавшейся по Колымской трассе и прибывшей в тот же день. За обратную дорогу с них снова содрали оверпрайс. Заседаем в центре в пивной, куда приезжает и Александр Долженков. Рассказываем ему о маршруте, он - об особенностях жизни на якутском севере. Ночуем в гостинице недалеко от аэропорта.

27-е августа. С утра пешком доходим до аэропорта. Самолет задерживают почти на 5 часов: туман, борт вылетал из Москвы с опозданием, чтобы в него не попасть на посадке. Но все-таки вот и посадка в самолет, взлет, несколько часов полусна в неудобных эконом-креслах. И наконец - Москва. Очередной поход закончен.

 

 

Выводы и рекомендации

Нами успешно пройден пеше-водный маршрут по хребту Сунтар-Хаята со сплавом по р. Делькю Охотская и Охота. Маршрут может быть оценен 4-й категорией сложности за счет сплава, необходимости транспортировки на себе судов и сплавного снаряжения на пешей части маршрута, полной автономности группы и общей труднодоступности региона.

На пешей части обращает на себя внимание возможность облегчить преодоление перевала "Курьезный" за счет перехода через исток р. Надежда ниже каньона и движения по его орографически левому берегу. Движение по леднику Берилл простое, не требует наличия ледорубов, но они могут пригодиться при подъеме на ледник. В нашем случае снеговой покров на леднике отсутствовал, но его образование возможно на протяжении всего лета.

Сплав по Делькю при высокой воде может быть начат выше бифуркации на пакрафтах или паккаяках. При этом надо соблюдать максимальную осторожность: река в этом месте представляет собой непрерывную шиверу с прижимами и обливными камнями, при скорости течения до 20 км/ч. Начиная от точки бифуркации (ориентир - крупный правый приток р. Васьковского, сразу за ним - расширение долины реки до 1 км и более, широкие разбои в галечных отмелях, оба коренных берега - невысокие скальники высотой до 10 м) сплав осложняется заломами и завалами на струе. Напряженный характер сплава сохраняется до правого притока р. Турта и одноименной горы л.б. Далее скорость течения уменьшается, но увеличивается число разбоев, множество рукавов дробится на мелкие ручейки в галечных отмелях, выбор протоки для движения сложен. Сохраняется опасность попадания в залом или завал на струе. На всем протяжении сплава встречаются мощные сбойки струй, способные вызвать оверкиль байдарки или каяка. В целом, для сплава вполне достаточно опыта прохождения реки 3 КС, желателен опыт сплава по паводковым речкам, осложненным завалами и прижимами к ним.

Продуктивная рыбалка возможна только на Охоте и в низовьях Делькю, до этого рассчитывать на дополнение к раскладке не стоит.

Много медведей, желательно наличие средств отпугивания (ракеты, фальшфейеры).

В целом маршрут может быть рекомендован для группы с опытом длинных пеших забросок, минимальным опытом движения на кошках и сплавным опытом 3 КС.

 

 

Контакты

 

Администрация ​​ пос. Томтор, Винокурова Екатерина Семеновна, (411-54) 24 4 49

Роман Акимкин. 89242298043, Житель Охотска, может подсказать возможности заброски/выброски из Арки.

 

Найденные контакты в процессе подготовки, но не задействованные.

Администрация пос. Орто-Балаган Максимов Иван Егорьевич (411-54) 2 55 31, вездехода нет, но есть трактор.

Водитель везедехода - Павел Сивцев, пос. Ючюгей.  ​​​​ 89681503836. levap78@mail.ru

Виктор Коваль 89144089798 — житель Арки есть лодка с мотором и авто.

 

 

Общие расходы – приблизительно 100 000 руб. на 1 чел. (не меньше, но и не сильно больше).