Паводковый сплав

Паводковый сплав (подмосковье и окрестности)

Техника безопасности на весеннем паводковом сплаве.

 

– В любой ситуации, в зависимости от ситуации, необходимо действовать по ситуации!

Из одной лекции

по безопасности.

 

Этот текст, полный банальностей и не претендующий на полноту, написан в качестве шпаргалки для перечитывания перед началом сплавного сезона, чтобы традиционные ошибки, которые я каждую весну наблюдаю в собственных, дружественных и параллельных водно-туристских группах, повторялись хоть немного реже. Ориентирован он на людей, уже обладающих некоторым водным опытом, например, в рамках летней Карелии или школ НТП, возможно, пригодится и остальным.

Достаточно много поплавав с разными группами, с туристами и с каякерами разных школ и регионов, в разном стиле, по разным рекам, от Скниги до Чулышмана, полагаю, что имеет смысл поделиться систематизированным изложением нюансов именно подмосковного паводкового сплава.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ. Автор не является великим гуру и не несет никакой ответственности за последствия как соблюдения изложенных ниже рекомендаций, так и их игнорирования. Думайте своей головой, друзья! И перечитайте эпиграф :)

 

I. Общие положения.

Говоря словами википедии, па́водок — фаза водного режима реки; сравнительно кратковременное и непериодическое поднятие уровня воды в реке, вызванное усиленным таянием снега, ледников или обилием дождей. Периодически паводки не повторяются, и в этом их отличие от половодья. Полово́дье — одна из фаз водного режима реки, ежегодно повторяющаяся в один и тот же сезон года, — относительно длительное и значительное увеличение водности реки, вызывающее подъём её уровня; обычно сопровождается выходом вод из меженного русла и затоплением поймы.

Нас интересует, прежде всего, сплав на байдарках и каяках во время весеннего половодья по рекам средней полосы и северо-запада России — это Тульская область, Подмосковье, Валдай, Вепсовская возвышенность. Реки эти характеризуются небольшим меженным расходом (сплав возможен только в паводок, за исключением больших и скучных рек типа Полы или Ояти) и относительно небольшим средним уклоном: уклон порядка 8 м/км считается рекордным. Поэтому сплав во время весеннего половодья для обитателей Москвы и окрестностей — отличная возможность недорого и недалеко понюхать бурную воду. При этом недотренированность после зимы, раздолбайство руководителей и участников, некачественное и морально устаревшее снаряжение часто приводят к возникновению аварийных ситуаций вместо веселых покатушек.

 

II. Особенности паводковых рек.

Характерные особенности сплава по паводковым рекам вытекают из того, что весной тает снег, и образующаяся вода перестает помещаться в разработанном русле реки. Вот они:

  • − большая скорость течения;
  • − насыщенность препятствиями, в том числе опасными для жизни (прижимы, завалы, заломы, расчески, бобруйск, техногенка, ледовые заторы и забереги), конфигурация которых каждый сезон меняется непредсказуемо, при этом характерные для горных рек элементы (сливы, валы, бочки) слабо выражены, за исключением крутопадающих каменистых северных рек;
  • − чалки и заходы в улова сложны, особенно для байдарок, выход на берег может быть затруднен обрывами и ледовыми заберегами;
  • − низкая или отрицательная температура воздуха;
  • − очень низкая температура воды;
  • − сложная береговая обстановка: глубокие овраги, бурелом, болота, снег, грязь;
  • − нетривиальность аварийного выхода, особенно в валдайской глуши;
  • − короткий световой день, ограниченное (как правило, выходными) время на поход.

Даже опытная группа, собирающаяся «ловить паводок в выходные», зачастую попадает после зимы в психологическую ловушку, подстроенную устаревшей отечественной системой оценки сложности водных походов: хотя формальная категорийность интересующих нас мест по советской шкале не выше 2 к.с., по напряженности сплав по наиболее сложным паводковым рекам напоминает нормальную горную 3-4 к.с., а по опасности для жизни в случае аварийной ситуации — даже покруче. К счастью, проблема выбора, где бы поплавать, стала не такой острой благодаря Диме Шварцу, разработавшему адекватную систему классификации именно паводковых рек: Шкала сложности подмосковных паводковых рек.

В любом случае, как еще давно заметили умные люди, сплав по паводковой речке — это модель  первопрохождения горной реки, и относиться к нему следует так же серьезно.

 

III. Снаряжение.

Неправильно подобранное или некачественное снаряжение превратит сплав для вас лично, а заодно и для всей группы, в кошмар. Тратя деньги на дорогую качественную снарягу, вы инвестируете в собственное спокойствие и здоровье.

Личное снаряжение каждого участника — стандартное для сплава по бурной воде. Я не буду подробно ничего расписывать, тем более предлагать конкретные бренды, остановлюсь только на специфических нюансах. Все элементы следующего перечня являются обязательными.

Итак. Чеклист личного снаряжения:

  • сплавная каска. Должна быть на голове в застегнутом виде как на воде, так и на берегу, пока сплав не завершен. Под дырявую каску типа М10 или Хико Лайф хорошо надеть неопреновый подшлемник;
  • гидрокостюм. Лучше сухой, особенно для женщин. Не текущий.  Научный прогресс в наступившем XXI веке подарил нам массу нанотехнологических материалов, поэтому про некрасивую, потную, текущую чернуху лучше забыть, купив стильный, теплый, сухой и технологичный комплект из дышащей мембранной ткани. Если как следует искать во время зимних распродаж или в зарубежных интернет-магазинах и не гоняться за моделями верхнего уровня, то такой комплект из куртки и брюк обойдется всего на пару тысяч дороже чернушного, а прослужит дольше и эффективнее. Под сухой гидрокостюм надевают теплое синтетическое термобелье, идеальный вариант весной — это комплект из Polartec PowerStretch. Можно, конечно, надеть неопреновый гидрокостюм, но неопрен сильнее стесняет движения, а при отрицательной температуре воздуха он доставит своему носителю много неповторимых ощущений даже без заплыва. Поверх неопрена обязательно надевать ветрозащитный костюм, поверх чернухи — любой тонкий нейлоновый костюм для защиты ее от повреждений. Поверх мембранного сухого костюма ничего надевать не надо;
  • спасжилет. На подмосковном паводке лучше использовать не олдскульные 60-литровые плотовые цистерны, а современные пенковые спасжилеты небольшого объема (обычный запас плавучести такого жилета составляет 10-12 литров, а каякерские спасжилеты, рассчитанные на эскимосский переворот, имеют объем всего 7‑8 литров), потому что они в меньшей степени ограничивают движения как при гребле, так и при самосплаве, позволяют активно плавать и беспрепятственно пролезать под расческами и бревнами. Каякерские спасжилеты бывают оборудованы обвязкой с самосбросом для крепления трамвайчика — куска прочной стропы с карабином, который применяется для буксировки разных предметов за лодкой; в принципе, на оборудованной бедренными упорами КНБ кормовой гребец его тоже может использовать. Применение трамвайчика потенциально опасно и требует отработки. Небольшой, 18-25 литров, надувной спасжилет тоже подойдет, но он должен быть оборудован вшитой паховой обвязкой, желательно, объединенной с петлей из стропы на спине. В любом случае, жилет должен быть точно подогнан по фигуре, обеспечивать возможность вытащить за него (жилет) человека, не иметь висячих хвостов. Очень полезно иметь в спасжилете большой карман на молнии;
  • сплавная обувь с нескользящей подошвой — специальная сплавная, дайверская или хотя бы кеды. Поскольку берега покрыты снегом и льдом, на котором придется стоять, неопреновые боты или носки должны быть не тоньше 5 мм. Под сухую гидру, соответственно, надо надевать теплые синтетические термоноски. Про резиновые сапоги забыть как про кошмар из прошлого;
  • − надежно закрепленный на спасжилете стропорез;
  • личный аварийный комплект в кармане спасжилета: герметично упакованные спички (лучше специальные охотничьи) и микроаптечка (как минимум, стерильный бинт, сильное обезболивающее, валидол), дополнительная зажигалка, плекс, спасательное одеяло из металлизированной пленки, фонарик, нож или мультиинструмент, немного серого скотча, маленький блокнот и огрызок карандаша, шоколадка (я серьезно насчет шоколадки, вкусненько перекусить в стрессовой ситуации или просто при усталости очень полезно). Такой комплект хорошо один раз собрать и хранить в готовом виде, он пригодится и в автономном походе;
  • герма с документами, деньгами и телефоном, заряженным электричеством и положительным балансом на счете (всегда носится на себе!);
  • − в идеале надо иметь GPS или карту местности с компасом.

Дополнительно хорошо иметь следующее:

  • варежки на весло. Каякеры применяют специальные варежки, крепящиеся непосредственно на шафт. Можно использовать дайверские неопреновые перчатки или варежки, главное, чтобы они были скроены с расчетом на согнутую ладонь и не мешали ощущать хват весла;
  • свисток, закрепленный на спасжилете, поможет, в случае чего, привлечь внимание товарищей;
  • − связанный петлей 2-3 м кусок стропы и 1-2 карабина в кармане спасжилета.

На лодках надо иметь следующие вещи:

  • запасное весло, из расчета как минимум 1 штука на 2 человек;
  • ремнабор, в том числе много серого скотча (на каждой лодке!);
  • − на жестких судах (байдарки, каяки) строго необходимо иметь привязанные к лодке емкости непотопляемости. В идеале они вместе с пиллерсами и гермами с барахлом должны заполнять весь внутренний объем лодки, кроме посадочного места экипажа;
  • − заранее натянутую до звона обвязку, она сильно облегчает самоспас и вытаскивание лодок (на полиэтиленовых каяках, имеющих для этого специальные ручки, обвязка не нужна);
  • морковку (одну на каждое судно);
  • термос с чаем. Возить в качестве килевых спиртные напитки, как это принято у некоторых туристов, неоправданно опасно;
  • − хорошо, хотя и является некоторой роскошью, иметь небольшую бензопилу. Если вы не можете себе ее позволить, то возьмите лучковые пилы. Всего в группе лучше иметь 2 пилы, которые должны быть, с одной стороны, под рукой, с другой стороны, надежно закреплены;
  • топорик (1-2 на группу). Может заменяться небольшой пилкой для обрезки сучьев;
  • − хорошо иметь в группе комплект заряженных раций и уметь ими пользоваться.

.

IV. Организация группы и сплав.

Как ни банально, в группе должен быть руководитель. Руководитель должен быть строго один. Руководитель должен адекватно оценивать соответствие уровня группы и сложности реки. Руководитель, особенно в группе, где есть новички, должен ненавязчиво руководить, а не ждать, что все сами все сделают правильно — так не бывает. В обязанности руководителя входит лично проверить снаряжение каждого, подергать за спасжилет и постучать по каске.

Участникам группы следует до похода тщательно проверить свое снаряжение, ознакомиться с районом похода и знать способы аварийной выброски.

Группа из более чем 8 судов автоматически превращается в суп. Ходить большими бандами на сложные реки не надо. Лучше разбиться на отдельные группы со своими ведущими и координироваться на заброске-выброске и стоянке.

Традиционный порядок движения в группе таков: первым идет ведущий — наиболее сильный и опытный экипаж/каякер. За ним часто пускают самого слабого, делается это для того, чтобы в случае экстренной чалки слабый участник легко нашел себе свободное улово. Далее через одного: сильный-слабый. Замыкает и собирает группу сильный участник. Сильные участники показывают слабым линию движения и подстраховывают их с воды.

Дистанция между лодками должна быть около 10-15 м для каяков, 20-25 м для байдарок. Новичкам стоит держать дистанцию несколько побольше. Желательно все время иметь в поле зрения предыдущего и следующего, но на сплаве по извилистым лесным речкам это не всегда получается. Общее правило, которое водники почему-то никогда не соблюдают — дистанцию держит идущий сзади! Это его проблемы, куда он будет чалиться, но он никогда не должен влететь во впереди идущий экипаж, который, например, висит на бревне или пролезает под расческой, не имея скорости. Необходимо остановиться в улове и подождать, а не лезть туда же, заодно будет возможность изучить со стороны чужие ошибки и продумать свой вариант прохождения препятствия.

Ведущий всегда должен видеть место для следующей безопасной чалки группы. Если такого места не видно, то лучше вылезти и просмотреть весь участок с берега.

Ведущий должен постоянно контролировать происходящее с группой у него за спиной. Даже на самой бурной реке найдутся достаточно большие плесы или улова, в которых можно собрать всю группу для отдыха.

Нельзя растягиваться, убегать вперед и отставать, недопустимо плавать поодиночке. Опасно плавать в сумерках (а сумерки в апреле наступают рано, в глубоких оврагах темнеет быстро), нельзя плавать в темноте.

Хорошо установить в группе единообразную систему визуальных сигналов. Можно использовать какие угодно махи руками, главное, чтобы они были известны и однозначно понятны каждому участнику. Традиционные каякерские сигналы легко нагуглить или прочитать в книжке Валентина Юрина Сольфеджио белой воды. Однако есть общее правило, которое всегда должны соблюдать все сигнальщики: показывать направление, куда надо ехать.

 

V. Препятствия.

Теперь пару слов о специфических препятствиях и их прохождении на байдарках. Читать об этом довольно бессмысленно, потому что такие вещи надо отрабатывать на местности под чутким руководством опытного инструктора, но тем не менее…

Многие туристы-водники имеют склонность недооценивать важность слаломной подготовки, а на паводковой подмосковной реке, как и на любой бурной воде, умение делать траверс, грамотно заходить в улова и выходить на струю является жизненно необходимым. Все эти вещи надо отрабатывать, и лучше заранее.

Надо понимать, что по реке можно ехать не только вперед, что 90 процентов препятствий можно объехать по совершенно безопасной траектории. На относительно чистых участках имеет смысл заставлять неуверенно чувствующие себя экипажи играть с водой и экспериментировать — ездить туда-сюда, назначать сложную линию движения и пытаться ее выдержать, заезжать в улова, траверсировать струю кормой и носом, вставать лагом, чтобы понять, на что способна лодка (естественно, соблюдая дистанцию и меры безопасности).

Поделюсь с вами тайным знанием алтайских каякеров, которому никогда не учат в школах водного туризма: надо воспринимать сплав не как бескомпромиссную борьбу со стихией, а как веселую игру, надо все время сохранять ровное дыхание и уметь расслабляться. Пройдя с неизбежным нервным напряжением препятствие, можно покричать, покрутить головой, полюбоваться пейзажем и голубым небом, улыбнуться солнышку (или дождику) и своим друзьям. Незачем сохранять мужественный вид, вы же играете. Кроме того, улыбающиеся люди лучше получаются на фото и видео.

Вернемся к нашим бревнам. Главные правила:

  1. Крен на препятствие! Можно опереться на препятствие, даже лечь на него грудью, принять устойчивое положение, подставив струе дно, и смещаться руками вдоль него на чистую воду.
  2. Думать на 2-3 шага вперед. Нужно стараться заранее увидеть место для безопасной остановки в улове после прохождения препятствия.

Итак, вот они, препятствия.

  1. Прижимы. Прижимы образуются на крутых поворотах реки, где основная струя бьет во внешний берег. Прижимы опасны тем, что в них скапливаются разнообразные бревна, а кроме того, при достаточно большом расходе возникают вертикальные течения — поганки. Прижимы проходятся вдоль внутреннего относительно поворота реки берега, слегка лагом, при этом нос лодки должен быть направлен в сторону внутреннего берега. Вообще все повороты лучше проходить у внутреннего берега, где меньшая скорость струи дает больше времени для маневра.
  2. Расчески. Это нависающие над водой деревья, как правило, с торчащими вниз ветками. Самые неприятные расчески получаются из свежих елок и берез с крепкими и частыми ветками, а самые прикольные — из цветущей ольхи с сережками (когда их цепляешь головой, тебя осыпает облако разноцветной пыльцы). Целесообразно преодолевать расчески там, где ствол выше всего над водой, или плотность веток меньше. Матрос наклоняется вперед, чтобы одновременно контролировать крен лодки и защитить лицо от веток, кладет весло вдоль борта и пролезает под ветками, а капитан в это время контролирует положение лодки — носом по течению. Пройдя под расческой, матрос начинает грести вперед, а капитан, в свою очередь, наклоняется вперед, кладет весло вдоль борта и пролезает под ветками. В плотной расческе иногда приходится перехватываться за ветки руками или притапливать лодку, упираясь в ствол, главное — не становиться к ней лагом и контролировать крен, иначе киляние неизбежно.Если за дерево хватается руками матрос на байдарке, велика вероятность, что капитан не справится с течением, лодку развернет лагом и кильнет. Если за дерево хватается капитан байдарки, не сидящий в упорах, он может расстаться со своим судном и остаться висеть на бревне. Отклоняться назад время от времени приходится, но это довольно опасно опять же из-за потери контроля над креном. Каякеры иногда используют эскимосский переворот, но это оправдано только в крайнем случае, под водой обычно хуже и всегда холоднее, чем наверху. Тонкие ветки можно просто пробить лбом, наклонив голову (на ней ведь каска, все помнят?) вперед, при этом весло держать вдоль борта, чтобы его не вырвало, и, как обычно, контролировать крен.
  3. Отдельные обливные и полуобливные бревна. Через них можно перепрыгнуть, если как следует разогнаться и направить лодку перпендикулярно бревну, по возможности выбрав место, где меньше сучков (часто эти бревна уже обструганы сверху ледоходом или бобрами). Главное — перекинуть через бревно центр тяжести. Самая большая ошибка — подходить к бревнам лагом и/или без скорости (еще так бывает, если перепрыгнуть бревно не получилось, и вас скинуло назад). В этом случае нужно сделать крен на бревно и, когда вас навалит, перехватываясь вдоль бревна руками, сползать туда, где есть проход. В некоторых условиях вам смогут помочь товарищи, но, как правило, рассчитывать на это нельзя. Крен не бросать, бороться! На плесе достаточно сильный человек может залезть на бревно и помогать экипажам перебрасывать лодки.
  4. Заломы — древесные конструкции, не полностью перекрывшие реку — надо просто объезжать у того берега, где есть проход. Тут вам пригодится навык кормового траверса. Заломы часто находятся в основной струе, поэтому начинать маневр надо заранее. Внимание – дистанция!
  5. Завалы — непроходимые конструкции из бревен, полностью перекрывшие реку — преодолеваются методом предварительной чалки на безопасном расстоянии и обноса лодок по берегу. При наличии избытка свободного времени и энергии, особенно с бензопилой, можно пропилить проход. Не следует пилить мосты и бревна, оборудованные местными жителями для перехода через реку.
  6. Техногенка (мосты, тросы, трубы, плотины) — самый неприятный вид препятствий. Под мостами обычно валяется старый железобетон с арматурой или бревна с гвоздями, за плотинами бывают глухие бочки без выхода и завалы, тросы-водомерки или переправы постоянно висят на уровне лица, трубы забиты мусором. Это всё может быть опасно для жизни. Необходим просмотр. При малейших сомнениях следует обнести.

 .

VI. Страховка, самостраховка и спасработы.

На паводковой реке аварийной ситуацией является любой заплыв участника отдельно от лодки. Течение сильное, бревен много, а бревна непредсказуемы, любое из них может представлять опасность для жизни. Наиболее опасны глухие завалы, пропускающие воду, но не имеющие дыр, в которые мог бы пролезть человек. Попадания в такие места надо избегать любыми средствами.

Поскольку вода в паводковых реках очень холодна, аварийные ситуации необходимо ликвидировать быстро: голыми руками в воде можно удерживать что-либо (например, аварийную лодку, полную воды, или человека)от силы 30-40 секунд. Длительный самосплав или нахождение в воде чреваты переохлаждениями, и речь идет не только о спасаемых, но и о спасающих.

Каждая аварийная ситуация уникальна, каждый раз приходится снова думать головой, но общие правила вообще всех спасработ таковы:

  1. Спасработы не должны увеличивать число пострадавших!
  2. Спасаемый должен активно помогать своему спасению, в частности, выполняя все указания спасающих.
  3. В страховке и спасработах с воды принимают участие только опытные экипажи, чей опыт превосходит сложность реки.
  4. Сначала люди! Спасение барахла, лодок и весел — второстепенная задача для добровольцев. Что не привязано, то уплыло!

Прямое следствие Правила №1 — даже если в аварийной ситуации оказался ваш самый близкий друг, не надо очертя голову бросаться на помощь! Сначала оцените ситуацию и поймите, как именно надо помогать:

  • а) какова обстановка на воде и на берегу? Есть ли прямая опасность для жизни аварийного экипажа? Сможет ли он сам быстро выбраться на берег или в улово?
  • б) Сможете ли вы оказать помощь, не попав в аварийную ситуацию сами? Может, правильным решением будет зачалиться и оказать помощь с берега, или остаться в улове и предупредить идущий сзади слабый экипаж об опасности?
  • в) Кто еще из членов группы находится на страховке? Справятся ли они своими силами?
  • г) Кому из оказавшихся в воде вы сможете помочь наиболее эффективно и безопасно для себя?

Все это надо обдумать очень быстро и хладнокровно. Требуется опыт, опыт, и еще раз опыт.

При возникновении аварийной ситуации группа должна немедленно зачалиться по уловам. При условии соблюдения дистанции проблем с этим не возникнет. Тот, кто видит аварию, громко кричит: «Киль!», привлекая внимание всей группы. Те, кто не принимает участие в страховке с воды, чалятся самостоятельно в ближайшем удобном улове и немедленно вылезают на берег с морковкой в руках для участия в спасработах, не забыв зафиксировать свою лодку и весла так, чтобы не потерять их. Страхующие с воды должны находиться ниже страхуемых.

Страховка с воды наиболее эффективна силами каякеров. Достаточно опытный каякер без труда увезет самосплавщика со струи в улово. Делается это следующим образом: страхующий подплывает к самосплавщику снизу по течению, чтобы не прижать его корпусом случайно к бревну, и кричит: «Бери корму!» Современные полиэтиленовые каяки оборудованы специальными удобными ручками на корме, за которые и следует держаться. На страхующих КНК должна быть обвязка. Не надо вылезать на каяк, хватать каякера за борт или, тем более, за срывную петлю на юбке, чтобы не получить веслом по голове. Нельзя пристегиваться к страхующей лодке карабином или наматывать обвязку на руку! Когда спасаемый уцепился за ручку или обвязку, каякер (обычно траверсом) уезжает в улово, в это время нужно ему помогать, подгребая свободной рукой и ногами. При возникновении опасности для страхующего каякера он может потребовать отпустить корму, и это необходимо сделать, даже если очень страшно. Оказавшись в улове, отпустить каякера и самостоятельно вылезать на берег.

Такой прием страховки могут использовать и байдарки, оборудованные обвязкой, с учетом того, что им нужно больше места для маневра. Лучше не тратить время на вытаскивание человека на лодку (конечно, если он в сознании и может держаться за обвязку).

Бессознательного человека можно буксировать каякерским трамвайчиком с самосбросом, толкать носом лодки, его может удерживать рукой возле борта двухместной лодки один из гребцов, ни в коем случае не привязывая никакими веревками, можно попробовать вытащить его на деку каяка или КНБ перед гребцом (очень опасно!) — главное, доставить его на берег быстро, пусть и не очень вежливо, и немедленно приступить к оказанию первой помощи.

Что еще может сделать страхующий каякер и как вести себя при самосплаве, показывают, например, в известном зарубежном фильме «Whitewater Self Defense», который хорошо бы найти в интернетах и посмотреть всем любителям бурной воды.

Страховка морковкой на паводковых реках применяется редко, потому что препятствия почти всегда проходятся с хода. Используя морковки, нужно помнить, что:

  • ⎫ Морковку не кидают с лодок!
  • ⎫ К морковке не цепляются карабином!
  • ⎫ Морковку не наматывают на руки и другие части тела!
  • ⎫Если уж кидаете морковку, то позаботьтесь, чтобы поймавшему ее человеку не стало от этого хуже. Имейте наготове стропорез.

В отечественных школах учат морковки привязывать к берегу, потому что применяют их для зачаливания тяжелых аварийных судов (при этом неправильным выбором точки страховки часто создается дополнительная опасность для страхуемых). Каякеры и рафтеры ловят на морковку только людей, поэтому привязывать ее не считают обязательным.

Помимо страховки, морковки используются для вытаскивания аварийных лодок, перечалки, воссоединения людей и лодок, и т. д. Мало ли зачем может пригодиться веревка. Впрочем, для сушки белья лучше использовать специально взятый с собой моток тонкого шнура, а не веревку, от которой когда-нибудь может зависеть ваша жизнь.

Надо понимать, что спасработы на бурной воде опасны также и для спасающих, поэтому забота об уплывающих чужих лодках, веслах и прочем барахле — дело сугубо добровольное.

Надувная лодка или же байдарка, оборудованная емкостями непотопляемости, как правило, не тонет, застревая под корягой у поверхности воды. Ее надо зафиксировать к берегу морковкой с карабином и вытаскивать, соблюдая осторожность, так, чтобы в случае резкого натяжения эта морковка не сбросила никого в воду. По ситуации может понадобиться применить пилу и топор; если умеете, то повесить полиспаст (Z-drag).

Плывущую на чистом участке реки аварийную лодку или другой предмет можно вытащить в улово с помощью каякерского трамвайчика с самосбросом или связанного петлей куска стропы с карабином (стропа цепляется карабином за обвязку аварийной лодки, петля берется на одно плечо — и лямка для буксировки готова, если что — от нее можно легко избавиться), можно затолкать в улово носом. Вообще, важно, чтобы любые устройства, которыми вы имеете неосторожность прикреплять к себе или к своей лодке посторонние предметы,отцеплялись бы при необходимости одним движением.

С лодкой без емкостей непотопляемости можно попрощаться в лучшем случае до падения уровня воды до меженного.

Продолжение сплава после окончания спасработ — по команде руководителя. Долго затуплять на берегу нельзя, а то вся группа замерзнет.

При спасработах, да и просто при длительном сплаве, люди устают и мерзнут, и руководитель должен все время отслеживать состояние группы, не допуская того, чтобы накопившаяся, как снежный ком, усталость начала приводить к очередным ошибкам.

В ходе спасработ группа может сильно растянуться. В этом случае (при сомнениях в опыте участников, особенно) лучше пройтись по берегу, просмотреть весь участок реки, найти группу и получить указания руководителя на сплав или обнос препятствий. Сплавляться по одному нельзя! Рации все равно никто не возит, а ведь было бы полезно.

Что же делать экипажу аварийной лодки? Универсального рецепта нет и быть не может, но есть общие рекомендации.

  1. При киле на бревне или завале первая задача аварийного экипажа — стремительно покинуть лодку и оказаться сверху на препятствии. У каякера возможности эскимосского переворота будут ограничены, надо объективно оценивать свои шансы промыться через препятствие вместе с лодкой и не затягивать с решением на отстрел. Не надо ждать, пока придавит к завалу лодкой или веслом. Соответственно, лодка должна обеспечивать возможность ее экстренного покидания: юбки на КНБ и каяках должны иметь надежные петли для срывания, очко и упоры не должны деформироваться при нагрузке, ременные упоры на надувных лодках должны иметь самосбросы, между ног не должно лежать никакое барахло, в лодке не должно быть лишних веревок, обвязка должна быть натянута до звона, личное снаряжение должно быть как следует подогнано и не иметь висячих хвостов​, в частности, никогда не надо надевать пенозад. Оказавшись сверху на препятствии, принять на нем устойчивое положение и двигаться на берег или в улово. Если ваши товарищи успевают вас подстраховать морковкой или рукой — очень хорошо, но будьте осторожны, чтобы им не пришлось самосплавляться рядом с вами.
  2. Если есть чистый проход под бревном — можно под ним пронырнуть. Определяется только экспериментально, к сожалению.
  3. Оказавшись самосплавом в струе на относительно чистом участке, надо найти ближайшее безопасное улово и активно плыть в него, лучше траверсом. Если несет на завал или бревно — нужно выкинуть весло, оттолкнуть подальше лодку и плыть в ближайшее улово еще быстрее. Впрочем, есть мнение, которое лично я не разделяю, что с веслом на самосплаве плавать эффективнее. Желающие могут заранее проверить на гладкой воде, как будет лучше для них. Хвататься за кусты и ветки на берегу обычно бесполезно, при достаточно сильном течении может оказаться и опасно, но в крайнем случае придется использовать и эту возможность. Если предлагают страховку лодкой или морковкой — не надо отказываться. Пытаться самому спасать собственную лодку можно только в улове или на чистом участке со слабой струей. При этом лодку держать руками за обвязку. Цепляться к лодке карабином, привязываться веревкой, наматывать обвязку или чалку на руку — смертельно опасно!
  4. Суп с клецками, или групповой самосплав. Обычное явление. Когда киляется байдарка, в воде сразу оказываются два человека, причем, как правило, друг другу не чужие. В этом случае очень трудно преодолеть эмоции и осознать, что лучшая помощь, которую вы в своем нынешнем положении можете оказать близкому человеку — это как можно быстрее спастись самому. Есть, конечно, исключения (например, потеря сознания или паника), но в общем — поддаваться эмоциям не надо. Такие вещи трудно принять душой, они требуют опыта. Если вы идете в одной группе с близким человеком — убедитесь заранее, что этот человек как следует подготовлен физически и морально к возможным аварийным ситуациям.
  5. Самое скверное — впереди глухой завал, через который фильтруется вода, но в котором нет прохода для человека. Спасаться от таких мест как угодно, любой ценой! Если угрестись от завала никак не получается — оттолкнуть лодку и выкинуть весло подальше, чтобы они не расклинились в завале и не осложнили ваше положение еще сильнее. Развернуться к препятствию (то есть, вниз по течению) головой, а не ногами, как учат делать на самосплаве по большой воде, и попробовать оказаться на нем сверху. Что делать, если и это не помогло — никто не знает, к сожалению.

Что делать, оказавшись на берегу? Восстановить дыхание, прийти в себя, потом идти вытаскивать барахло и отливать лодку. Нельзя тормозить — пока вы переживаете стресс, ваши товарищи мерзнут, к тому же, возможно, нужна помощь другим экипажам. Чтобы не замерзнуть, надо двигаться. Если в сухую гидру попала вода — немедленно раздеться и вылить ее, как следует выжать термобелье. Оказавшись с лодкой на разных берегах, надо попросить ваших товарищей вас воссоединить: перечалить лодку или, в крайнем случае, перетащить вас на морковке (допустимо только на чистом нешироком участке реки).

Оставшись на берегу в одиночестве, надо искать группу. Восстановить в памяти события, понять, где сейчас находятся ваши товарищи — ниже или выше по течению. Идти к ним надо по тому берегу, на который вас вынесло, не пытаясь в одиночку переплыть реку или перейти ее вброд либо по бревну!

Надо понимать, что киляния, отстрелы и самосплав — это все-таки рабочие моменты, которые на бурной воде иногда случаются с каждым, даже самым опытным, и относиться к этим вещам философски. Но три-четыре или больше киляний одного экипажа (отстрелов одного каякера) за день — это уже признак того, что река слишком сложна для него, и повод задуматься о снятии с маршрута. Хотя науке известны случаи семнадцати заплывов одного человека в течение одного апрельского дня, я не уверен, что этот человек и вся группа получили от процесса удовольствие. А ведь именно за удовольствием мы ходим на воду, так ведь?

 

VII. Итого.

Паводковый сплав — это спортивное и веселое занятие, при адекватной моральной, физической и технической подготовке, заботе о товарищах, а также постоянном применении головного мозга по назначению — вполне безопасное.

Удачи на воде!

Серега Гребнев.

s.v.grebnev {at} yandex.ru

05.04.2013

Разрешается свободное некоммерческое использование этого текста, в том числе разумное цитирование и размещение на интернет-ресурсах, при условии его неизменности и сохранения авторства. Для любого другого использования следует получить явное разрешение автора.

Добавить комментарий