Кура-Аджарицскали 2016 г.

Федерация спортивного туризма
Объединение туристов г. Москвы
Московский Городской Центральный Туристский клуб

1Отчет о водном походе

третьей усложненной категории сложности по маршруту
г. Москва. – г. Владикавказ – р. Кура – р. Аджарицскали – г. Владикавказ – г. Москва, совершенном группой туристов клуба водного туризма МГУ в период с 28.04.2016 г. по 10.05.2016 г.

Руководитель группы: Орлов Т. В.

г. Москва, у. Корнейчука 55-216

тел. +7(910) 469-25-02

е-mail: tim.orlov@gmail.com

Маршрутная книжка: 1/4-305

МОСКВА 2016

 

1. Справочные сведения о походе

1.1 Проводящая организация

Поход был организован туристами Клуба водного туризма МГУ, адрес г. Москва, Воробьевы горы, ГЗ МГУ.

1.2 Место проведения

Грузия, р. Кура – край Самцхе-Джавахетия, р Губазеули – край Гурия, р. Аджарискали – Автономная Республика Аджария

1.3 Общие справочные сведения о маршруте    

Вид туризма Водный
Категория сложности Третья Усложненная
Протяженность активной части похода  82 км
 Средства сплава Катамаран-2 Кулик  (1 шт.) – Кат 2-1

Катамаран-2 Рафтмастер  Гоша(1 шт.) – Кат 2-2

Катамаран-2 самодельный (1 шт.) – Кат 2-3

Катамаран-2 Белрафт “Сож” (1 шт.) – Кат 2-4

Катамаран-2 “Стерх”  (1 шт.) – Кат 2-5

Катамаран-2 Тритон (1 шт.) – Кат 2-6

Каяк Wave-sport Diesel 75 (1 шт.) – К1-1

Каяк Wave-sport Diesel 80 (1 шт.) – К1-2

 

Продолжительность

Общая

Ходовых дней

 

13

7

Сроки проведения 28 апреля – 10 мая 2016 года
Уровень воды Кура – высокий, очень высокий, Аджарискали -высокий

 

Общие сведения о районе проведения похода

Грузия — государство, расположенное в Передней Азии и на Ближнем Востоке, в западной части Закавказья на восточном побережье Чёрного моря. Грузия граничит с Арменией и Турцией на юге, Азербайджаном на юго-востоке и Россией на востоке и севере.

Кура́ (груз. მტკვარი — Мтква́ри, азерб. Kür, тур. Kura) — самая крупная река Закавказья. Впадает в Каспийское море, протекает по территории трёх государств: Турции, Грузии, Азербайджана, является основной рекой Грузии и Азербайджана.

Часть бассейна Куры (в основном, её крупнейшего притока Аракса) находится на территории Армении и Ирана. Протяжённость Куры составляет 1364 км, площадь бассейна 188 тыс. км².

Существуют разные версии этимологии название реки. Так, например название Кура связывают со словом «кур», которое на языке кавказских албан означает «водохранилище» либо на мегрельском языке «вода», «река». Грузинское название реки – Мтквари, на грузинском языке означает «хорошая вода», а на мегрельском языке ассоциируется со словом «тквар-уа», что означает «грызть», «разгрызать», т. е. «река, прогрызающая себе путь в горах».

В «Географии» Страбона река называется Кир, в армянских источниках — Кур.

Своё начало река берёт на северо-востоке Турции, в провинции Карс, на Армянском нагорье у подножья горы Кисирин-даг. Оттуда она течёт через Грузию в Азербайджан, где впадает в Каспийское море. В своей верхней части (до города Тбилиси) Кура течёт в основном среди котловин и ущелий, самое известное из которых Боржомское ущелье. После Тбилиси долина реки существенно расширяется, и Кура протекает преимущественно по сухой степи. В нижней части, на территории Азербайджана русло сильно спрямлено искусственными каналами, за 236 км от устья в Куру впадает другая крупная река — Аракс.

Питание Куры смешанное: на 36 % снеговое, на 30 % подземное, на 20 % дождевое и на 14 % ледниковое. Среднегодовой расход на границе Турции и Грузии составляет около 30 м³/сек, в Тбилиси 205 м³/сек, у Мингечаура 402 м³/сек, у устья 575 м³/сек. Основная часть стока (до 70 %) приходится на весеннее время. Весеннее половодье наступает с марта по май, иногда затягивается до июня.

Вода Куры мутная (в низовьях мутность достигает 2 325 г/м³), площадь дельты составляет около 100 кв. километров.

 

Притоки

Наиболее крупные притоки Куры: Большая Лиахви, Ксани, Аракс, Храми и Алазани, Арагви.

 

Хозяйственное значение

На Куре расположены города: Боржоми, Гори, Мцхета, Тбилиси, Рустави, Мингечаур, Евлах, Сабирабад, Ширван, Сальяны. В дельте реки ведут промысел севрюги, белуги, осётра, миноги, судака и другой рыбы. В советское время река с верховьев до Тбилиси использовалась для сплава леса. Река судоходна на протяжении 480 км от Евлаха до Каспийского моря. На реке Кура расположены несколько гидроэлектростанций, включая Читахеви ГЭС, ЗАГЭС, Ортачала ГЭС и Мингечаурская ГЭС, плотины которых обычно используется для контроля уровня воды верхней Куры во время паводков. Мингечаурское водохранилище площадью 605  км² является самым крупным запасом пресной воды в Азербайджане. Кроме этого, в Азербайджане воды Куры интенсивно используются для орошения.

Экологическое состояние Куры расценивается как плохое. Река существенно деградировала в связи с регулярным выбросом неочищенных производственных и бытовых отходов. Содержание вредных веществ в реке превышает максимально допустимое в 2—9 раз.

Аджарискали – протекает юго-западной Грузии на территории Аджарской АР, правый приток реки Чорох, впадающей в Чёрное море. Протекает вдоль величественных гор, долин и ущелий, знаменитых древними историческими памятниками. Аджарискали берет свое начало на Арсианском хребте и является правым притоком реки Чорох. Ее протяженность составляет 90 километров, площадь бассейна – 1500 квадратных километров. В районе одноименного селения на реке построена гидроэлектростанция. Аджарисцкали является популярным туристическим объектом, привлекающим своей живописной природой. Уникальный микроклимат и рельеф данной местности предоставляют огромные возможности для активного отдыха. Любителей истории заинтересуют средневековые замки и церквушки, наполненные культурными ценностями.

 

1.4 Подробная нитка маршрута

г. Москва. – г Минеральные Воды – г. Владикавказ – Нижний Ларс – р. Кура( пос Мирашхани – ) – р. Губазеули – р. Аджарицскали – р. Техури – р. Абаша – (г Тбилиси) – Нижний Ларс –  г. Владикавказ – г. Москва

1.5 Техническое описание пройденных рек

Мтквари (Кура)

Кура – это река со значительным расходом. Расстояния между препятствиями довольно  большие. Улова больше катамарана, проблем с чалками нет. Можно выделить четыре сплавных участка:

  1. до пос. Вардзиа;
  2. каньоны Вардзиа и Тмогви;
  3. каньон Тмогви – р. Паравани (Хертвиси);
  4. ниже р. Паравани (Хертвиси).

 

Участок Описаниие КС* Описание прохождения
1  Выше
пос. Вардзиа
Небольшие порожки, 3 локальных порога, валы, небольшие бочки 3 Прохождение сходу
2 Каньон Вардзиа (после одноименного поселка) Каньон очень красивый.

 

3 От пещерного города начинаются небольшие порожки. 2+ Прохождение сходу. Взаимная подстраховка
4 Каньон начинается от «лестницы». Каменный блок с выдолбленной лестницей в скале уЛБ. Первые 400 м маневрирование среди больших глыб, затем порог 1. 3 Прохождение сходу. Взаимная подстраховка
5 Порог 1 «Вардзиа».

 

Гряда больших камней перегораживает почти все русло, проход под ЛБ. Сразу за грядой под ЛБ стоит большой треугольный камень, вынуждающий каты уходить от него, смещаясь к центру реки, в тень самого большого камня в гряде. 4А (4B) Прохождение сходу. Взаимная подстраховка
6 После порога 300 м быстротока. За ними несколько каменных ворот, не требующих дополнительной разведки и допускающих вариативное прохождение. 3 Прохождение сходу. Взаимная подстраховка
7 Участок быстротока между каньонами Вардзиа и Тмогви (800 м). На участке есть пара каменных ворот. В конце участка возможен выход на дорогу по тропе ПБ. 2 Прохождение сходу. Взаимная подстраховка
8 Каньон Тмогви (после одноименной деревни) Начинается после деревни. Береговая обстановка сложная: осыпи, кусты, в том числе облепихи.
9 Порог 1 Ключевым препятствием первого участка является обливная плита через всю реку, с мощной бочкой за ней в правой части русла и треугольный обломок скалы чуть ниже бочки – в левой. Затем цепочка валов 1,5-1,8 м.

Прохождение возможно как правым, так и левым вариантом. Прохождение справа осложняется необходимостью пробивать бочку, слева – маневрировать, уходя от скалы. Затем 100 м мощной шиверы 3-4 к.с. Чалка на ПБ для осмотра Порога 2.

4A (4B) Прохождение сходу. Взаимная подстраховка
10 Порог 2 Ключевым местом второго участка можно считать пару ступенек с бочками за ними, перекрывающими почти всю ширину русла. В каждой ступеньке есть чистый проход мимо бочек. В первой – чистый проход по центру, во второй – немного левее. В конце огромный обломок скалы перекрывает 2/3 русла. 4B (4C) Прохождение сходу. Взаимная подстраховка Самое сложное – успеть сместиться влево между ступеньками. Перед обломком  нужно уходить к ЛБ(есть большое и удобное улово). За скалой нужно резко уходить к ПБ или в центр, избегая цепочки камней, тянущихся от ЛБ.
11 Порог 3. (через 500 м) Хаотичные валы 3- Прохождение сходу. Взаимная подстраховка
12 Порог Источник 

 

Валы, сразу за навесным мостом. За порогом на ПБ – завод минеральной воды, правый берег ярко рыжего цвета. 3 Прохождение сходу. Взаимная подстраховка
13 Порог 
(через 300 м)
Правый поворот, не имеющий четких ориентиров. Здоровый бульник в центре струи под ЛБ. 3 Прохождение сходу. Взаимная подстраховка
14 Порог «Навесной мост» (через
300 м)
Небольшой каньончик. В нем русло немного сужается, начинается череда высоких валов, которая заканчивается мощной бочкой. Сразу за бочкой навесной мост через реку. Ориентиры:  сужение русла, выходы скал, по ПБ дорога идет вдоль реки. Навесной мост можно считать ориентиром весьма условно, т.к. он находится за порогом. За бочкой порог заканчивается, ниже по течению виден автомобильный мост. 3+ Прохождение сходу. Взаимная подстраховка
15 Порог «Автомобильный мост» (через
 400 м от 3.9)
Цепочка валов, большая бочка под левым берегом, останавливает катамаран 3 Прохождение сходу. Взаимная подстраховка
16 Порог (через
150 м от 3.10)
Валы 3- Сходу
17 Порог (через
500 м от 3.11)
Валы 3- Сходу
  До Хертвиши-Аспиндзы Перекаты,  прижимы с косыми отбойными валами, несколько маленьких порожков и шивер 2 Сходу
  Мост в Аспиндзе Мощный навал воды на опоры 2

*в скобках указана категория для высокой воды

 

Общее пройденное расстояние по р. Куре – 64 км (расстояния посчитаны на основе данных проекта OSM)

Количество определяющих препятствий – 7

Группа проходила препятствия на р. Кура сходу, осуществлялась взаимная подстраховка, эффективность которой была показана при переворотах каякеров. Такой стиль прохождения был возможен, т.к. большинство участников уже имели опыт сплава по ключевым препятствиям р. Кура и помнили рисунки и основные сложные места порогов.

В верховьях р. Кура на территории Турции построена плотина, с помощью которой регулируется уровень воды. В период 1-2 мая уровень воды в реке постоянно менялся, но был высоким и очень высоким. Выше пос Вардзия были залиты прибрежные деревья (как в 2013 году), при подъеме заливалась часть берега. Подъем уровня отмечался в первой половине дня (около 11:00) и во второй половине дня (около 15:00).

Разница в уровнях была такова, что в течение дня сложность порогов менялась. Общая схема прохождения оставалась без изменений, однако мощность водных структур, скорость течения заметно увеличивалась.

Группа уже была на реке и первое прохождение каньонов Вардзия и Тмогви было по низкой воде, однако для групп с недостаточным опытом резкий подъем уровня может существенно усложнить сплав.

 

Аджарискали

На р. Арджарискали можно выделить несколько участков:

  1. Выше ГЭС (в районе д. Дидачара) (Т1)
  2. ГЭС – мост до Хуло (Т2)
  3. До д. Хуло Т2- Т3
  4. Участок в районе д. Хуло (в середине участка находится сифон Хуло гордж) до древнего моста Пуртио после впадения Схалты (Т4)
  5. Древний мост Пуртио после впадения Схалты (Т4) до Т5 (начинаются разбои)
  6. От Т5 до мост Дандало (Т6)
  7. Мост Дандало (Т6) – мост Т7
  8. Мост Т7 – плотина (Т8)

 

Участок Описаниие КС* Описание прохождения
1 Выше ГЭС (в районе д. Дидачара) (Т1) Небольшие порожки, перекаты, разбои 2 Участок не разведывался, описание дается на основе анализа космических снимков
2 ГЭС – мост до Хуло (Т2)

 

Постоянное течение, маленькие улова, валы

 

2-3 Участок не проходился. Визуальный осмотр с берега
3 До д. Хуло Т2- Т3 

 

Сливы, камни в русле.

Точка финиша Т3 предварительно. В этом месте есть мост и возможный выход на дорогу, однако где находится конкретный мост, для выхода до Хуло гордж до конца не было разведано

4-5 Участок не проходился. Описание дается на основе визуального осмотра с мостов, видео Егора Воскобойникова
4 Участок в районе д. Хуло (в середине участка находится сифон Хуло гордж) до древнего моста Пуртио после впадения Схалты (Т4)

 

Сложный участок, большое падение. В середине участка сифон Хуло гордж. Возможность чалки перед сифоном не ясна. 5-6 Участок не проходился. Описание дается на основе видео Егора Воскобойникова
5 Древний мост Пуртио после впадения Схалты (Т4) до Т5 (начинаются разбои) Можно выделить три части:

Серия порогов до ущелья

Ущелье

Пороги после ущелья

 6 Серия порожков до начала ущелья Серия порожков до начала ущелья 2-3 Сходу
Ущелье порог 1.

 

Основная струя упирается в громадный камень у левого берега. Далее серия бочек 4А (4B) Полная обработка (осмотр, страховка с берега ). При прохождении требуется удержаться правее центра, не врезаться в камень и пробить 3 бочки на выходе
 8 Ущелье порог 2. Порог в отвесных стенках за поворотом. После поворота слив и большая запертая бочка у левого берега. Навал на скалу правого берега ?? Нормально просмотреть порог очень сложно. Стенки отвесные ни с какой точки левого берега порог не видно. Группа обнесла порог (150 м), подъем вверх по ручью-кулуару (40 м вверх), обнос 150 м, спуск вниз по ручью-кулуару. Обнос занял 6 часов
 9 Порог «Мост из труб» Камень посередине реки, на него опирается трубы моста. Навал на опоры. Мост пешеходный, перейти тяжело. Сходу, взаимная страховка
 10 Пороги после ущелья Небольшие пороги. Через 900 м после моста Т(4_5) один более серьезный 3 Сходу
 11 От Т5 до мост Дандало (Т6) Шиверы, разбои 2 Сходу
 12 Мост Дандало (Т6) – мост Т7

 

Можно выделить две части:

Ущелье сразу за мостом Дандало

Мощная шивера после моста Т6_7

 13 Ущелье сразу за мостом Дандало

 

Выделяется 6 порогов-горок

Пороги имеют участки быстротока между собой

Сходу, взаимная подстраховка
14  Мощная шивера, протяженностью 2 км. Валы, бочки. Бочки мощные тормозят катамаран. 4А(4B) Сходу, взаимная подстраховка
 15 Мост Т7 – плотина (Т8)

 

Разбои, локальные порожки 2-3 Сходу, взаимная подстраховка

 

Общее пройденное расстояние по р. Аджарискали – 33 км (расстояния посчитаны на основе данных проекта OSM)

Количество определяющих препятствий – 8

Егор Воскобойников (каяк) совершил ряд соло прохождений Аджарискали и ее притоков. Видео с экшн-камеры выложены на youtube канал Egor Voskoboynikov. По этим видео можно предварительно определить характер и сложность участков, однако затруднительно их точно классифицировать и понять где начало и конец каждого участка.

Долина Аджарискали сильно заселена. Удобных мест для стоянки мало. Несколько стоянок есть на участке между Шаухеви и Хуло. Группа стояла базовым лагерем в кемпинге  у моста Пуртио, после впадения Схалты.

 

Краткая характеристика разведанных, но не пройденных рек

Губазеули

Предварительная информация о реке была получена из отчета тверских каякеров (http://tvertop.ru/blog/miha/maiskaya-gruziya-2015.html).

На реке можно выделить два участка:

– Выше моста дороги на Бахмаро

– Ниже моста дороги на Бахмаро

Участок выше моста представляет собой постоянный крутопадающий порог. Сливы до 2-х метров. Для катамарана очень много непроходов. Пеший осмотр нижней части участка (примерно 2 км), показал, что практически нет куска длиной 100-200 м, с нормальным стартом и финишем и с отсутствием непроходов в сливах.

Участок ниже моста представляет собой малорасходную шиверу в узком русле. Прохождение на катамаранах возможно, однако в середине участка строится завод минеральной воды, много техногена  в русле, есть бревна, перегораживающие реку. В связи с этим, было решено отказаться от прохождения.

 

Схалта (левый приток Аджарискали, впадает ниже Хуло)

Предварительная информация была получена по видео Егора Воскобойникова. Воскобойников прошел Схалту по более низкой воде и оценил как класс 3-4.

Разведка Схалты проводилась с дороги вдоль реки и моста на точке старта, уровень воды выше на 50 см чем в видео Воскобойникова. Река показалась проходимой на катамаранах, однако отсутствие уловов и постоянные сливы заставили отказаться от прохождения. Предварительная оценка сложности не менее 5 к.с., при почти полном отсутствии уловов.

 

Абаша

Река технической сложности не представляет, имеет эстетическую ценность.

В интернете есть описание двух эстетически ценных каньонов выше и ниже плотины [5][6]. В связи недостатком времени и отсутствием полноприводного транспорта был выбран вариант с посещением нижнего каньона.

Мы пробовали попасть на нижний каньон, от точки старта вниз. Точка старта активно застраивалась, начать от нее не представлялось возможным.

На реке был паводок, сплав по такой воде был чрезвычайно опасным, от него отказались.

 

1.6 ФИО, адрес, телефон, факс, e-mail, руководителя и участников

# Фамилия, имя, отчество, год рождения                             

Адрес, телефон

 

Спортивный опыт Обязанности в группе, распределение по средствам сплава
1 Орлов

Тимофей Владимирович,1980

г. Москва, у. Корнейчука 55-216 Башкаус-Чулышман 5р. М. Сумульта – Б. Сумульта – Катунь 5р, Урик 5р, Н.Кураган – Чуя – Катунь 5р Капитан кат2-1, Руководитель

 

2 Скворцов

Алексей Владимирович , 1975

Москва, ул.6-ая Кожуховская, д.10, кв. 243 Башкаус-Чулышман 5у,  Кутсайоки 3р, Зеленчук – Аксаут – Кубань 3у Капитан кат2-2,

Рации

3 Булгакова

Анна Игоревна, 1981

г. Москва, у. Корнейчука 55-216 Башкаус-Чулышман 5у. М. Сумульта – Б. Сумульта – Катунь 5у, Урик 5у, Н.Кураган – Чуя – Катунь 5у Матрос кат2-1,

Медик

4 Ткачев

Юрий Игоревич, 1987

г. Коломна, ул. Южная,  д. 5, кв. 48 Она 4 у, Хевсурская Арагви-Пшавская Арагви-Кура 3у, Кинтриши-Техури-Абаша 3у Матрос кат2-3

 

5 Северин

Александр Валерьевич, 1966

г.Москва, Преображенский вал, 4-69 Чулышман 6у, Китой-Онот 6у, Лепсы 4р Капитан кат2-3,

Фотограф

6 Тарасов

Аркадий Евгеньевич, 1981, 1977

Москва, Большая Филевская, 51-2-64 Она 4 р, Халмер-Ю-Силоваяха 4р; Тунтсайоки-Тумча 3р; Хевсурская Арагви-Пшавская Арагви-Кура 3у Капитан кат2-4,

Видео

7 Чувиров

Алексей Владимирович

Московская обл., г.Чехов, ул.Комсомольская, 9-43 Сарканд – Казан – Кок-Су 5у, Чуя-Катунь 4 у, Тунтсайоки-Тумча 3у; Хевсурская Арагви-Пшавская Арагви-Кура 3у; Капитан кат2-5,

GPS

 

8 Слукин

Константин Александрович

г.Москва ул.Зеленоградская д.17 к.1 кв 48 Н.Кураган – Чуя – Катунь 5у, Зеленчук – Аксаут – Кубань 3у Капитан кат2-6,

Рем. мастер

9 Скворцова

Татьяна Юрьевна

г.Москва

ул. Богданова 2к1 кв347

Кутсайоки 3у, Писта 3у, Чирка-Кемь 3у Матрос кат2-3
10 Филатов

Алексей

Георгиевич

г.Москва, ул.Константинова 32-2-77 Н.Кураган – Чуя – Катунь 5у, Прут-Черемош 3у Каяк-1,

Лоцман

11 Гаврюшин

Евгений Михайлович

Москва, ул Берзарина, д7к2,кв 177 Чуя – Катунь 4у, Пистайоки 3 р, Кинтриши-Техури-Абаша 3у Каяк-2,

Зав. снаряжением

12 Панфилова

Татьяна Николаевна

Москва ул Череповецкая дом 9 /17 Б.Зеленчук-Кубань-Аксаут 3у,

Муезерка-Чирко-Кемь 1р

 

Матрос кат2-4
13 Шварц

Инна Куновна

Москва, ул. Бакинская, 27, кв. 87 Она 4у, Тунтсайоки-Кутсайоки-Тумча 3у Матрос кат2-1,

Завхоз

14 Логвиненко

Денис Михайлович

Москва, Киевская 20-266 Техури – Кинтриши – Абаша 3у,

Кереть 3у, Охта 3у

Матрос кат2-6
15 Асадулина

Ольга Энверовна

Москва, ул М. Джалиля 32-2-282 Вама-Водла 3у, Колосйоки 3у Матрос кат2-5

 

Т.к. общее количество участников было нечетное, то Орлов сплавлялся попеременно со Шварц и Булгаковой (точный экипаж указан в начале описания каждого прохождения)

 

1.7 Адрес хранения отчета

Библиотека МГЦТК, Москва, ул.А.Солженицына (бывш. Б.Коммунистическая), д.17

сайт http://kvtmsu.ru/

Видеоматериалы можно получить, написав руководителю tim.orlov@gmail.com

 

2. Содержание отчета                             

2.1 Общая смысловая идея похода

Данный поход является логическим развитием наших майских походов прошлых лет (отчеты доступны в библиотеке МГЦТК [3]). Основная идея похода – путешествие по непосещённым нами (и часто туристами) районам Грузии, при этом выбираются не самые сложные, но не самые простые реки.

Р. Кура, уже знакомая нам была выбрана для раскатки. рр. Аджарисцкали, Губазеули, Схалта были выбраны как еще непосещенные нами реки. Р. Абаша планировалась как завершающая река с несложным и красивым каньоном.

Кроме того, в группе в этом году появилось несколько новых участников, и была задача познакомиться с ними на сплаве. Особенно это хорошо, т.к. в походе с автомобильным сопровождением можно всегда принять решение о прохождении или непрохождение конкретного порога и участка.

Также поход с автомобильным сопровождением не требователен к составу группы, поэтому вместе со сплавной группой была небольшая береговая команда, ее участие в отчете не отражено, т.к. в сплаве она не участвовала.

 

2.2 Подъезд и отъезд с маршрута

На момент совершения похода (май 2016 года) попасть в Грузию из России можно было несколькими путями:

самолетом из Москвы в Тбилиси, Кутаиси или Батуми (существуют как прямые рейсы, так и рейсы с пересадкой);

паромом из Сочи или Одессы в Батуми;

автомобилем через погранпост «Нижний Ларс» (переход через погранпост только автомобильный), на данный момент погранпост работает в круглосуточном режиме.

Первый вариант – самый быстрый и дорогой. Но может возникнуть проблема с перевозом плавсредств, так как можно не уложиться в разрешенный авиакомпанией вес багажа. Второй вариант – очень долгий.

Самый простой и дешевый вариант – третий. После пересечения границы вы оказываетесь в долине реки Тегри (Терек), сплав по которой также возможен. Для того, чтобы попасть в долину реки Белая Арагви, нужно преодолеть перевал Крестовый. В 2013 году мы воспользовались поездом до Владикавказа, где нас встречала машина (http://avtokoles.ru/). Однако при таком варианте теряется очень много времени, что особенно неудобно в условиях майских праздников.

Стоит отметить, что вариант приехать в Грузию из Абхазии или Южной Осетии реализовать невозможно. Более того, если в заграничном паспорте есть отметка о посещении этих стран, то могут возникнуть проблемы с въездом в Грузию. В Абхазию и Южную Осетию можно ездить по российскому паспорту.

При переездах между реками, также при передвижении вдоль выбранных участков катамараны не разбирали, а только сдували баллоны. Была разработана схема погрузки плавсредств, позволяющая избежать проколов и падения. В ее основе – идея о том, что металлическая рама должна контактировать с металлической рамой или багажником. Если возникала необходимость обеспечить контакт между металлической рамой и баллоном, в качестве амортизирующей прокладки использовались туристические коврики.

 

Заброска

Для того чтобы сократить время заброски и не увеличить ее стоимость было принято решение взять авиабилеты до Минеральных вод. Стоимость билета туда-обратно до Минеральных вод незначительно превышает стоимость плацкратных билетов по маршруту Москва-Владикавказ-Москва, однако позволяет сократить дорогу на 1 сутки.

Мы воспользовались услугами частных перевозчиков для отправки снаряжения. Ежедневно от Торгово-ярмарочного комплекса Москва (Люблино), центра Садовод отправляются автобусы Москва-Владикавказ. Мы договорились с водителем автобуса (по рекомендации Алана (руководитель фирмы Автоколесница (Владикавказ)) на перевозку всего нашего снаряжения. Снаряжение было доставлено в Владикавказ и складировано в гараже Алана.

29.04 вечером группа вылетела в Минеральные воды. В аэропорту Мин.вод группа была около 1:00 1.05.

К 7 утра группа уже со своим снаряжением приступила к переходу пограничного перехода. Время перехода через границу составило около 4-х часов. Была большая очередь на российской стороне.

Около 11 утра вещи и люди были перегружены в две машины Meрседес Спринтер с верхним багажником фирмы Дила-Плюс.

К 23:00 группа оказалась в долине Куры на стоянке выше Вардзии.

 

Выброска

Выброска осуществлялась по схеме, обратной заброске.

Страховка

При организации похода в Грузию мы настоятельно рекомендуем всем туристам  оформить мед страховку на выезд заграницу, сделать это можно в любой крупной страховой компании В случае отсутствия страховки выезд к вам скорой помощи минимум будет стоить 50 лари.

 

2.3 Аварийные выходы с маршрута

На всем протяжении маршрута вдоль рек проходят автомобильные дороги, по берегам большое количество населенных пунктов, мест отдыха. Все, встреченные нами люди в сельской местности Грузии очень доброжелательны и всегда готовы помочь, в тч и полиция,  поэтому в случае необходимости не стесняйтесь обращаться за помощью к местным.

 

2.4 Изменения маршрута и их причины

Первоначальный план был после Габазеули ехать на Алазани, однако было принято решение отказаться от такого варианта, т.к. дорога до Алазани долгая, а надежных свидетельств интересного сплава по ней не было. Губазеули оказалась исколючительно каякерской рекой с негабаритом для катамаранов,  и, поэтому отправились знакомиться с Аджарискали -один из резервных вариантов группы, практически не изученная катамаранными группами река. По предварительной договоренности МКК было проинформировано с помощью СМС.

Планировавшаяся для завершающего раслабленного дня сплава река Абаша сильно удивила, вместо 1-2 кс мы обнаружили открытые шлюзы и мощнейший поток воды в высоких и узких каньонах Абаши превративший участок из 1кс в 5-6кс. Приняли решение не идти.

 

2.5 График движения.

 

Даты

 

Дни пути

 

Участки маршрута

 

Км

Способы передвижения
 28.06 1 гор. Москва – Владикавказ Поезд
 29.04 2 Поезд
30.04 3 Москва – Минеральные Воды – Владикавказ-Ларс – пос. Вардзиа самолет, машина
1.05 4 стапель, р. Кура пор Источник –  Аспиндза cплав
2.05 5 р. Кура, мост у пос Мирашхани – пор. Источник 10,8 cплав
3.05 6 р. Кура каньоны Вардзиа, Тмогви, переезд на Губазеули 9 сплав, машина
4.05 7  переезд на р. Аджарисцкали, разведка 3/120 сплав/пешком
5.05 8 р. Аджарисцкали, Точка выше д. Шуахеви – мост выше д. Кеда (Т5-Т7) 3,5/50 сплав
6.05 9 р. Аджарисцкали, мост Пуртио- мост Т4_5 7,5 сплав
7.05 10 р. Аджарисцкали, мост Дандало – Кеда, стоянка на Н. Техури 9 сплав, машина
8.05 11 Абаша разведка, антистапель, Мартвили- Н.Ларс 20/1 машина/пешком
9.05 12 Нижний Ларс – Минеральные Воды – Москва машина/самолет(поезд)
10.05 13 Владикавказ – Москва Поезд

 

2.6 Техническое описание прохождения группой маршрута

В этом разделе нет описания точного прохождения каждым судном каждого выделяющегося из фона участка, кроме некоторых особых случаев. Линия движения по нижней части Аджарисцкали и Куре (Мтквари) очевидна с наплыва, кроме нескольких ключевых порогов. Они требуют осмотра с берега. В верхней части Аджарисцкали на порогах требуется осмотр и полная обработка.

Сплав осуществлялся одной группой, ведущий экипаж почти всегда видел замыкающий. Кроме того, у группы было 4 рации, которые позволяли оперативно осуществлять тактическую связь.

В отчете использованы как местные названия рек и населенных пунктов, так и принятые в российских картах. В том случае, если транскрипция неоднозначна, названия написаны на английском языке: так, как на табличках и указателях в Грузии.

В распоряжении группы были газовые баллоны с конфорками, ими активно пользовались. Балоны заряжали два раза на передвижных зарядных пунктах на Куре в Вардзии и на Аджарисцкали в Шуахеви. Когда было возможно использовали дрова.

 

День первый – заброска (29.04-30.04)

Заброска осуществлялась по схеме, приведенной в разделе Заброска. Такой подход позволил максимально сократить время на заброску до реки, не увеличив при этом принципиально стоимость (по сравнению ж/д вариантом).

Конечно, такой способ предполагает, что люди умеют спать и отдыхать сидя в машине.

Заброска была закончена выше д. Вардзия, на поляне выше гидранта (К1).

Стояли в дальней части поляны. Ближе к гидранту теперь пасека, территория стала частной. Хозяин просит около 20 лар с машины.

На этой стоянке простояли до 2 мая, передвижение вдоль реки осуществляли на машине.

 

День второй – сплав (р. Кура) (1.05)

С утра закончили собирать катамараны. Для раскатки решили начать сплав от пор Источник и закончить у Аспиндзы.

Экипажи были стандратные, Орлов шел со Шварц.

На порогах Источник, Автомобильный мост, Навесной мост из-за высокого уровня воды появились большие бочки, которые останавливают катамаран.

Орлов-Шварц попали в бочку в пор. Навесной мост, пробили с трудом. Далее сплав до Аспиндзы прошел без приключений. Сплав закончили уже почти совсем вечером.

 

День третий – сплав р. Кура (2.05)

С утра заехали вдоль р. Кура выше (мост в Мирашхани).

Экипажи стандартные, Орлов-Шварц до каньона Вардзия, Орлов-Булгакова каньоны Вардзия, Тмогви и пороги после.

Верхний участок от моста Мирашхани, за исключением последних 1,5 км у пос Вардзиа спортивного интереса не представляет. Рекомендуем начинать сплав не выше 1.5 км от Вардзиа. На этом 1.5 километровом участке выделяются 3 локальных порога 2-3+ КТ (в зависимости от уровня воды), идущих с промежутками в 500м. Первый порог – просто несколько валов. далее через 500м остров, в большую воду залитый, с торчащими из воды деревьями, справа прижим к скале, 4 мощных вала с прижимом к скале и сразу за ним хорошая мощная бочка, часть экипажей идти туда не рискнули и проехали по канализации, перегребая по затопленному острову в середине реки. еще через 500 м в начале пос Вардзиа одна локальная бочка, превращающаяся в вал по большой воде, ее можно спокойно объехать с любой стороны, а можно в ней посидеть, если есть желание.

Прохождение каньона Вардзия сложностей не вызвало.

Каньон Тмогви вызвал больше проблем.

Л. Филатов 2 раза «встал» после переворотов в первом и втором порогах каньона. Е. Гаврюшин «встал» 6 раз, 1 раз отстрелился при прохождении ключевого места второго порога каньона. Самому Гаврюшину помог выбраться на берег Филатов, лодка была вытащена Слукиным.

Закончили сплав ниже пор. Автомобильный мост.

После обеда повторили прохождение каньонов Вардзия и Тмогви от стоянки. Экипажи стандартные Орлов шел с Булгаковой.

Вода еще поднялась, шли очень тяжело. Каждый вал существенно притормаживал катамаран, бочки удерживали суда.

Е. Гаврюшин прошел каньон Вардзия, но отказался от прохождения пор. Тмогви.

В первой бочке второго порога каньона Тмогви катамаран Орлов-Булгакова развернуло. Экипаж Чувиров-Асадулина догнал катамаран Орлов-Булгакова. Катамараны некоторое время сплавлялись, мешая друг другу. Из-за этого катамаран Орлов-Булгакова не смог занять правильную траекторию при прохождении ключевого слива второго порога. Зачалились в улово левого берега ниже большого камня. Опасаясь дальнейшего навала на камень в последнем сливе провели катамаран вдоль берега.

Катамаран Ткачев-Панфилова после прохождения ключевого слива был навален на камень в последнем сливе второго порога. Правильные и своевременные действия экипажа позволили избежать переворота.

 

День четвертый – сплав р. Кура (3.05) – переезд Губазеули

С утра было принято решение повторить прохождение каньонов Вардзия и Тмогви. Вода была ниже чем 3-го вечером.

Экипажи стандартные, Орлов шел со Шварц.

Орлов Шварц развернуло в первой бочке второго порога каньона Тмогви

Слукин-Логвиненко разворот и полусвечка в первой бочке второго порога каньона Тмогви.

Остальные, в т.ч. Гаврюшин и Филатов без приключений.

Сплав закончили у пор. Автомобильный мост.

После прохождения группа собралась и выехала на р. Губазеули.

На р. Губазеули приехали уже под вечер, нашли стоянку на частном поле (договорились с хозяевами) около моста на д. Бахмаро.

Беглый осмотр нижнего участка показал большую техногенную замусоренность нижнего сплавного участка и высокую сложность, в основном из-за непроходов верхнего сплавного участка.

 

День пятый – пешая разведка – переезд. (4.05) р. Губазеули-р. Аджарисцкали

С утра группа провела пешую разведку верхнего участка р. Губазеули. Разведка показала, что сплав на катамаранах по верхнему участку сильно затруднен малым расходом, большим падением, и большим количеством непроходов.

Было принято решения не сплавлять по р. Губазеули, а отправится на р. Аджарисцкали.

На р. Аджарисцкали (кемпинг у впадения Схалты) оказались уже под вечер.

Пока ехали вверх вдоль реки долго искали стоянку. Хороших мест практически нет по всей долине. Склоны крутые, все относительно ровные площадки заняты строениями. Так что вариант с кемпингом представляется оправданным. Стоимость – 3 лара с человека, можно заказать еду, можно готовить самим, есть источник воды.

Предварительная разведка р. Аджарисцкали показала, что основные препятствия сосредоточены в каньонах – ущельях и с дороги не видны.

Было принято решение посвятить остаток времени на разведку возможных сплавных участков.

Был разведан приток Аджарисцкали – Схалта. Приток сплавной, но по причине очень высокой воды было принято решение отказаться от прохождения. Разведка участка р. Аджарисцкали после моста Пуртио, показала, что с высоты 70 м препятствия серьезными не кажутся. Однако просмотреть все ущелье ниже моста Пуртио не удалось из-за отвесных стен.

 

День шестой – (5.05) сплав  р. Аджарисцкали

Для привыкания к реке было решено начать сплав от точки Т5, выше д. Шаухеви.

Экипажи были стандартные, Орлов-Шварц до каньона после моста Дандало.

Река до моста Дандало сложности не представляет – небольшие порожки 2 к.с.

После моста Дандало решили усилить экипажи: Орлов-Скворцов, Северин-Ткачев, Слукин-Чувиров, Филатов

После моста Дандало начинается ущелье, в котором можно выделить 6-7 локальных порогов. Прохождение возможно сходу. Затем ущелье заканчивается и начинается сплошная шивера, много валов бочек. Требуется постоянная работа, маневр. После автомобильного моста приличная бочка, в которую попали Орлов-Скворцов.

В первой части шиверы экипажи старались выдерживать линию движения, во второй сил стало заметно меньше, пришлось стараться уходить по канализации, много телемарков.

Е. Гаврюшин закончил сплав на мосту Дандало.

После сплава провели разведку верхнего (выше Схалты) участка Аджарискали. Результаты разведки приведены в разделе описания рек. Общий вывод сплав возможен от ГЭС для сильных групп. Необходимо аккуратное прохождение и поиск чалки перед Хуло-Гордж.

 

День седьмой – сплав. (6.05) р. Аджарисцкали

Стартовали от стоянки, от моста Пуртио.

Экипажи: Орлов-Булгакова (первый катамаран), Скворцов-Ткачев, Северин-Слукин, Чувиров-Логвиненко, Филатов. Остальные участники готовились присоединится к группе после прохождения ущелья.

Сразу начинается ущелье, сначала несложные пороги.

Первый порог ущелья представляет собой слив, который упирается в громадный камень, стоящий у левого берега, затем несколько бочек в центре струи. Требуется сначала уйти направо, избегая навала на камень, затем уйти резко влево, обходя бочки.

Линия движения с воды не видна. Орлов-Булгакова успели зачалиться. Группа осмотрела порог, поставила страховку с берега.

Первый экипаж усилили, проходили Орлов-Скворцов. Все экипажи прошли порог нормально. Северин-Слукин задели основной камень левого берега. Чувиров-Ловиненко обнесли первый слив порога.

Через 200 м, стенки становятся отвесными, река делает резкий поворот налево.

Орлов-Булгакова зачалились в последнее улово ЛБ перед слепым поворотом, остальные зачалились выше лидирующего экипажа. Чалка выше порога возможна на оба берега, однако при чалке на ПБ потребуется интенсивный траверс на ЛБ, т.к. обнос по ЛБ.

Осмотр показал, что за слепым поворотом находится непросматриваемый порог.

Со скалы левого берега без применения альп. снаряжения порог не просматривается, спуск по кулуару ниже места чалки (через 100 м по реке) также ничего не дал. Между вертикальными стенками точно был порог со сливом, бочкой, прижимом на правый берег. Высота слива, а главное жесткость и глубина бочки была не ясна.

Группа приняла решение обнести порог. Подняли катамараны вверх по ручью-кулуару. Северин-Слукин, Ткачев-Скворцов и Филатов спустились по кулуару 100 м ниже порога. Орлов-Булгакова, Чувиров-Логвиненко прошли еще 100 м и спустились прямо перед мостом из труб. Обнос занял около 6 (как то очень уж долго, хватит и четырех)часов. Обнос осложнялся скользким после дождя склоном, что требовало применения перил. В сухую погоду обнос не представляет особой сложности.

Группа держала связь с береговой группой поддержки по рации и телефону. Е. Гаврюшин, самострахуясь, пересек Аджарискали по мостику из труб. Оценив сложность и опасность пересечения реки в этом месте принял решение запретить остальным участникам береговой группы поддержки переход по мосту и, затем, помог членам сплавной подгруппы осуществить обнос.

Порог с мостом из труб. Неожиданно порог вызвал сложности. Орлов-Булгакова прошли левым пролетом, немного зацепили камень посередине. Филатова навалило на камень посередине, но он смог оттолкнуться руками.

 

День восьмой – сплав – переезд на р. Техури (7.05)

С утра решили повторить прохождение каньона и шиверы после моста Дандало.

Экипажи Орлов-Шварц, Скворцов-Булгакова, Слукин-Панфилова, Ткачев-Тарасов, Чувиров-Логвиненко, Филатов, Гаврюшин.

Вода в реке была заметно ниже, чем 5.05, участок был пройден без особых проблем. Катамаран Слукин-Панфилова был вынесен на камни в конце ущелья перед автомобильным мостом, пришлось перекинуть гряду камней.

После прохождения все собрались и группа переехала на нижнюю часть р. Техури, на поляну у горячих источников в р-не крепости Накалкеви. Дорогу вниз улучшили, машины легко спустились. Участники смогли помыться в горячих источниках.

 

День девятый – Абаша разведка, выброска (8.05)

На рр. Абаша и Техури в это время была очень высокая вода. Поэтому сплав с осмотром достопримечательностей карстовой реки Абаша пришлось отменить. Группа провела пешую разведку нижнего участка. Очень красиво, но не для катамаранов.

Выброска осуществлялась по схеме, обратной заброски.

 

День десятый –выброска (9.05)

Поздно ночью группа оказалась на пограничном переходе. Рано утром оказались на Российской стороне, оставили вещи во Владикавказе и приехали в Минеральные воды.

 

2.8 Перечень наиболее интересных природных, исторических объектов на маршруте.

Вардзиа пещерный монастырский комплекс XII—XIII веков на юге Грузии, в Джавахетии. Выдающийся памятник средневекового грузинского зодчества. Расположен в Аспиндзском районе края Самцхе-Джавахети, в долине реки Кура (Мтквари), примерно в 100 км к югу от города Боржоми, вблизи одноименного села.

На протяжении 900 м вдоль левого берега Куры в отвесной туфовой стене горы Эрушети (Медвежья) высечено до 600 помещений: церквей, часовен, жилых келий, кладовых, бань, трапезных, казнохранилищ, библиотек. Помещения комплекса уходят на 50 метров вглубь скалы и поднимаются на высоту в восемь этажей. Сохранились потайные ходы, связывавшие помещения, остатки водопровода и оросительной системы.

В центре монастыря расположен главный храм в честь Успения Пресвятой Богородицы.

Народная этимология объясняет происхождение названия «Вардзиа» следующей легендой. Однажды, когда царица Тамара была ещё маленькой девочкой, она играла со своим дядей в пещерах тогда ещё недостроенного монастыря. В какой-то момент мужчина потерял ребёнка из виду в лабиринтах пещер, и тогда малолетняя Тамара крикнула: «Я здесь, дядя!» (груз. «აქ ვარ, ძია», «Ак вар, дзиа!»). Царь Георгий III повелел сделать восклицание своей дочери названием монастыря.

В 1283 в Самцхе произошло крупное землетрясение, в результате которого от скалы отделился и упал в Куру пласт породы толщиной до 15 метров. До двух третей комплекса было разрушено или сильно повреждено, многие помещения обнажились. Таким образом, Вардзиа утратил оборонное значение. В конце XIII — начале XIV веков, в правление самцхийского князя Беки Джакели, монастырь восстанавливался и достраивался; в частности, снаружи была построена колокольня.

В 1551 монастырь был захвачен и частично разрушен войсками персидского шаха Тахмаспа, а в конце XVI века захвачен турками. Турецкие воины заживо сожгли больных и обессиленных монахов прямо в помещении главного храма монастыря. Этот акт жестокости и варварства способствовал, однако, сохранению уникальных фресок храма — они были законсервированы под толстым слоем копоти. Впоследствии слой копоти рос благодаря кострам турецких пастухов, укрывавшихся зимой в пещерах монастыря.

В настоящее время пещерный монастырь Вардзиа является одной из главных туристических достопримечательностей южной Грузии. В 2005 был поставлен вопрос о включении комплекса в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Горячий источник на Куре в поселке Вардзиа крытый бассейн с горячей водой.

Горячие источники на Нижней Техури Чудесный водопад с горячей водой природный бассейн на берегу Техури

 

2.10 Итоги, выводы, рекомендации по прохождению маршрута

Группа успешно прошла маршрут.

Р. Кура является отличным полигоном для отработки сплава по большой воде. На ней есть разнообразные, но при этом относительно несложные препятствия. Расход р. Куры довольно большой, однако вода мягкая, и, несмотря на то, что водные структуры крупные, они незначительно влияют на запланированный курс. Однако, если на реке очень высокая вода, вследствие открытой плотины, то бочки начинают удерживать катамаран, а валы сбивать с курса.

Р. Аджарисцкали еще совсем не разведана. Ущелье и шивера ниже моста Дандало интересная, динамичная. Верхняя часть р. Аджарисцкали в районе д. Хуло является очень сложной. Также могут быть интересны притоки Аджарисцкали. К сожалению скоро, р. Аджарисцкали может стать непригодной для сплава, в связи с вводом в действие ГЭС выше д. Хуло.

Сплавной потенциал Грузии на данный момент не используется полностью, хотя наблюдаются изменения в лучшую сторону. В регионе есть реки для сплава любой категории сложности: от почти равнинного по нижним частям Мтквари (Кура) и Алазани – до препятствий высших категорий на Паравани, Риони и Ингури.

Также, по мнению нашей группы, а также других групп, посещавших Грузию недавно, походы здесь безопасны. По крайней мере, значительно безопаснее походов по многим республикам Северного Кавказа.

К минусам можно отнести долгую заброску, что бывает критично при организации похода в короткий период майских праздников.

Помимо сказанного следует отметить, что Грузия – очень красивая страна, а грузины – очень гостеприимный народ. От похода у нас остались самые приятные впечатления. Хотелось бы вернуться сюда снова.

 

Приложения

Приложение 1. Полезные контакты (машины и прочее)

Проверенные и использованные нами контакты

Перевозки внутри Грузии: «Дила Плюс», находящаяся в Тбилиси. (http://www.dilaplus.ge) г. Тбилиси, 0108, ул. Ахвледиани 7 (бывшая Перовская). Тел: (+995 32) 454 244 Грузия, г. Тбилиси, 0160, ул. Шартава 18a. Мобильный: (+995 99) 540 079, (+995 99) 743 138 (англ. яз.) Эл. почта: info@dilaplus.ge dilaplus@dilaplus.ge ) сайт: http://www.dilaplus.ge/Html/Other/index_ru.htm. Взаимодействовать с главным менеджером фирмы – Анукой (Ana Lobzhanidze) лучше по скайпу (чат, разговор), получается заметно оперативнее.

Деньги за перевозку на территории Грузии отправляли переводом на имя Ana Lobzhanidze. Переводили сразу полную сумму, т.к. таково было требование Ануки, водители с деньгами дела не имеют.  В такой схеме есть некоторый риск, но мы положились на многочисленные рекомендации об этой фирме от других групп.

Перевозки по маршруту Владикавказ – Нижний Ларс: ООО «Автоколесница» Эл. почта: avtokolesnica@mail.ru, сайт: http://avtokoles.ru/ на сайте есть вся необходимая контактная информация. Расплачивались после пересечения границы.

Контакты местных жителей в районе р. Кинтриши (в т.ч. Аджария, Батуми)

Тимур (надежный человек) 599-17-18-75, 577-24-29-71

Нугзар Голиадзе 555-61-66-62

Кафе и гостиница в Кобулети (вкусные хачапури) «Эльза», Агмашенебели 482,

579-200-290 Иракли

 

Непроверенные варианты, которые мы разрабатывали, но не использовали

Отправка снаряжения в Грузию, в том случае, если все летят самолетом и не удалось договориться с авиакомпанией о провозе спортивного снаряжения:

из Москвы машиной. Контакты: http://www.trans-agent.ru/kontakty/dmitriy_radko.php. Отвечают очень оперативно и по делу. Предлагают следующее: “На данный момент стоимость перевозки 1т груза по маршруту г. Москва, РФ – г. Тбилиси, Грузия составляет 1 900 Долларов США.”

из Сочи в Батуми по морю. Основная информация здесь: www.morport-sochi.ru/lines/. Надо обязательно узнавать о необходимости сопровождать груз, встречать его сразу по прибытию и какой максимум кораблик берет. Кстати, точное время отправления судна не сообщается – это морская традиция.

 

Приложение 2. Список материалов, используемых для данного отчета:

  1. Грузия. Материал из Википедии

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D1%80%D1%83%D0%B7%D0%B8%D1%8F

  1. Ильин Д.В. Отчет об утп 3 усл Х. Арагви-П.Арагви-Кура, 2013 tlib.ru №7409
  2. Кардашин С. Грузия осенью 2013 http://club.vengrov.ru/otchet/2013/Georgia2013.html
  3. Орлов М. (Tver Kayaking team). Грузия В Октябре. Дополнение К Гайду, 2012. http://tvertop.ru/blog/miha/gruziya-v-oktyabre-dopolnenie-k-gaidu.html
  4. Свешников А. Грузия и ее бурные реки. Краткое описание, 2011 http://www.ticket2ride.ru/search/label/%D0%93%D1%80%D1%83%D0%B7%D0%B8%D1%8F

6.Вардзиа Материтал из Википедии

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%B0%D1%80%D0%B4%D0%B7%D0%B8%D0%B0

 

Приложение 2. карты

Карты в данном разделе приведены немного мельче, чем предполагает масштаб для более удобного чтения отчета. На листах отмечены наиболее важные точки маршрута. Мы пользовались стандартными картами доступными в интернете всем желающим (Loadmap.net). Кроме того, активно использовались космические снимки, доступные через Google Earth.

Если кому-то понадобятся карты по рекам, описанным в этом отчете, они могут обратиться к авторам отчета, авторы с радостью предоставят все доступные материалы.

Поэтому в этом разделе мы приводим только фрагменты карт, помогающие ориентироваться.

 

Карта 1 – общая карта-схема маршрута

2

Карта 2. Мтквари (Кура)

3

Схема 3. Каньоны Вардзия и Тмогви.

4

 

Приложение 4. Координаты ключевых мест

Название Latitude Longitude
  Кинтриши
1 Мост у кордона национального парка 41° 45′ 43.2239″ N 41° 58′ 33.3529″ E
2 Точка старта группы на верхнем участке р. Кинтриши 41° 46′ 28.4971″ N 41° 58′ 22.8996″ E
3 мост Тамары (строящееся кафе) 41° 47′ 20.4242″ N 41° 57′ 33.4816″ E
4 Автомобильный мост в пос. Чахати (Chakhati) 41° 48′ 5.2156″ N 41° 56′ 10.2418″ E
5 Автомобильный мост в пос. Кохи (Kokhi) 41° 48′ 10.2881″ N 41° 53′ 54.9708″ E
  Техури (нижняя часть)
7 Точка старта у впадения притока 42° 22′ 18.4592″ N 42° 11′ 33.1898″ E
8 Финиш у автомобильного моста 42° 21′ 15.4407″ N 42° 11′ 54.1847″ E
9 Теплые минеральные источники 42° 21′ 56.1793″ N 42° 11′ 43.8533″ E
  Техури (верхняя часть)
10 Точка старта между 3-м и 4-м мостом 42° 37′ 51.0136″ N 42° 24′ 11.1818″ E
11 Точка окончания аварийного сплава 42° 37′ 41.2729″ N 42° 24′ 2.9615″ E
12 Поляна с базовым лагерем 42° 35′ 29.5336″ N 42° 19′ 23.5052″ E
  Абаша
13 Точка старта экскурсионного маршрута 42° 27′ 23.0077″ N 42° 22′ 35.3771″ E
  Мтквари (Кура)
14 стоянка около термальных ванн  41°22’26.69″N  43°16’10.73″E
13 порог в первом каньоне на Мтквари (Кура)  41°23’46.19″N  43°19’12.85″E
14 мост около порог Источник  41°25’21.04″N  43°19’14.24″E

 

Фотографии

1

2 3

Орлов-Булгакова пороги до каньона Вардзия, догоняет Чувиров

 

4

Группа между порогами в Тмогви

5

Ткачев-Панфилова, Тмогви

 

6

Ткачев-Панфилова, Тмогви

 

7

Губазеули, нижнийучасток

8

Губазеули, верхний участок

9 11 12 13 14 15 16 17 17 18 19 20

Порог – мост из труб

21 22 23

Орлов-Булгакова, Аджарискали

24

Слукин-Панфилова

25

Чуфиров-Логвиненко

26 27 28 29

Абаша