Фото- и видеосъемка в водном походе.

Александр Северин

Лекция прочитана в КВТ МГУ 5 ноября 2014 г.

Лекция о фото- и видеосъемке в походе будет состоять из 3х основных частей: чем снимать, как снимать, и что потом делать с материалом.

  

I. Чем снимать.

Конечно, можно все снять на мобильный телефон, потом все без обработки выложить в интернет на Picasa или YouTube, кинуть друзьям ссылки и благополучно об этом забыть. Такая деятельность вполне имеет место быть, но данная лекция о другом. Я считаю, что тот, кто снимает видео, должен получить материал, который после обработки и монтажа можно будет показывать всем; а кто снимает фотографии, то, как минимум, некоторые свои фотографии должен напечатать. И соответственно, подходить к этому процессу надо более или менее вдумчиво.

фотоОпределяясь, чем снимать, нужно ответить для себя на два важных вопроса. Поскольку мы ходим в водные походы, то у нас очень много различных неблагоприятных погодных и др. условий. Поэтому важно решить две основные задачи, и не важно, будете ли вы фотографировать или снимать видео. Первая задача, это сохранение аппаратуры от воды, ударов, механических повреждений и холода. Вторая задача – обеспечение аппаратуры аккумуляторами, батарейками и другими источниками питания. Потому что вся современная аппаратура без электрического питания не имеет смысла. Вряд ли кто-то снимает сейчас на механическую камеру. Наверное, можно еще у кого-то найти профессиональную механическую фото аппаратуру. Но в последнее время все в основном ходят с цифровой аппаратурой.

Если мы говорим про видео, то раньше, когда было множество различных форматов, можно было говорить о предпочтениях между различными типами носителей:

  • Касета Hi8
  • Кассета MiniDV
  • DVD-диск
  • HDD
  • FLASH

Но в данной ситуации самым оптимальным носителем для видеосъемки в походе является сменная flash-карта. Тем более, что объем этих носителей постоянно увеличивается, а отсутствие вращающейся механики существенно упрощает саму аппаратуру и понижает ее зависимость от механических повреждений.

Раньше также существовало множество форматов видеозаписи:

  • DV-ТИП-I
  • MPEG2
  • AVCHD (MPEG4)
  • Нестандартные

Но сейчас практически все видеокамеры снимают в формате AVCHD (MPEG4). Они снимают в сжатом формате, благо, есть множество редакторов, которые могут с этим форматом работать. При этом он более-менее отвечает нашим запросам.

 

Основные технические характеристики видеокамер.

Если вы собираетесь приобретать видеокамеру, надо для себя ответить на некоторые вопросы, какие основные технические характеристики видеокамер вас интересуют:

  1. Физический размер, тип и количество матриц ПЗС. Размер – в дюймах 1/х (чем х меньше – тем лучше). Это та часть камеры, которая и формирует видеосигнал. Конечно, лучше, чтобы физический размер матриц был наибольший, и хорошо, если их 3. Этим грешат камеры Panasonic, которые делают трехматричные ПЗС, иногда встречается и у Sony.
  2. Параметры объектива. Диаметр линзы, светосила, кратность (зум). Чем больше у вас физический размер и диаметр объектива, тем больше его светосила. Можно снимать и на смартфон, но законы физики никто не отменял. Если объектив с диаметром меньше 1 см – для него о светосиле говорить не приходится вообще. Чем больше диаметр объектива, тем лучше. Другой вопрос, что если делается такой диаметр объектива, к которому вы не сможете найти никаких дополнительных аксессуаров, то тут уже большой вопрос к производителю.
  3. Наличие стабилизатора (оптического или электронного). Это сейчас практически не важно, но хорошо, если есть и тот, и другой.
  4. Параметры автофокуса и возможность его управления.
  5. Возможности ручного контроля и управления экспозицией и балансом белого, ночные режимы, «зебра», гистограмма и тд.
  6. Развитая система коммутации.
  7. Энергосберегающее питание. Наличие мощных аккумуляторов или возможность подключения каких-то внешних аккумуляторов.
  8. Эргономика. Ухватистость, доступность элементов управления, удобный видоискатель и тд.

 

съемкаОчень важно наличие видеоискателя. Сейчас очень многие дешевые видеокамеры выпускаются без него, предполагая, что вы все будете снимать с использованием внешнего дисплея камеры. Чем это плохо. Во-первых, когда вы снимаете через видеоискатель, вы всегда можете удерживать камеру так, чтобы она имела наиболее устойчивое положение. Во-вторых, когда вы снимаете через видеоискатель, то техника съемки такова, что вы полностью погружены в этот процесс: вы видите только тот объект, который вы снимаете, и окружающее пространство практически исчезает. И поэтому вы не отвлекаетесь ни на какие внешние воздействия. Когда вы снимаете с дисплеем, все вокруг может вас отвлечь. В-третьих, если при съемке солнце находится сбоку или сзади от вас, то дисплей будет просто засвечен, и вы ничего не увидите. И если для фотоаппаратов этот вопрос еще как-то решаемый, то с видео так не проходит. И, в-четвертых, при съемке через дисплей вы моментально сажаете аккумуляторы, т.к. дисплей потребляет очень много энергии. В-пятых, сам по себе дисплей – вещь достаточно хрупкая, и разбить его не представляется сложным.

К сожалению, камеры становятся все более миниатюрными. А чем меньше видеокамера, тем труднее удержать ее от дрожания.

  1. Наличие широкого спектра совместимых аксессуаров.

 

Основные характеристики фотоаппаратов.

Для фотоаппаратов немного другой набор технических требований. Раньше было много споров о технических характеристиках и их достоинствах. Сейчас утвердились в следующем мнении: если вы снимаете на обычную цифровую «мыльницу» – не важно, какого производителя – то фотографии в целом получатся примерно одинакового качества. Если же вы в своей работе переходите на какую-либо зеркальную систему – опять же, не важно, какого производителя (Sony, Panasonic, Canon, Nikon, Pentax или Olympus) –  то там уже вы выбираете линейку объективов, и что-то советовать конкретно не имеет смысла, потому что каждый выбирает под себя. И рассуждать о том, чей объектив лучше и чей рисунок интереснее, не имеет большого смысла. В любой группе обязательно должен быть один хороший фотоаппарат (и все вопросы по его комплектации уже к хозяину фотоаппарата) и пара компактных цифровых фотоаппаратов. Но не просто компактных, а еще и таких, которые обладают некоторыми защитными свойствами.

Когда вы покупаете свою первую камеру, она оборудована стандартным, достаточно средним объективом, захватывающим средний диапазон. Обычно такого объектива хватает для большинства ситуаций. Но потом вы захотите снимать с хорошим приближением, и вам придется купить хороший телеобъектив или zum. Следующим этапом, скорее всего, будет потребность в широком угле для панорамных и пейзажных съемок. Это уже объективы типа «рыбьего глаза»  или «полу рыбьего глаза». А дальше уже зависит от личных предпочтений. Если человек любит снимать цветочки и насекомых, то он ищет себе хороший макрообъектив. Если внимание скорее привлекают удаленные объекты, можно купить зеркально-линзовый объектив по телескопному принципу. То есть чаще всего человек покупает фотоаппарат в исходной комплектации, а потом уже под себя докупает необходимые аксессуары.

И у фотоаппарата, и у видеокамеры зум связан со светосилой. Никогда не надо гнаться за большим цифровым приближением. Нормального оптического зума порядка 20 вполне хватает. Если вы начинаете сильно увеличивать, то у вас картинка начинает плыть и дрожать, потому что вы просто не удерживаете при таком приближении стабильное положение. К тому же качество такого приближения ниже среднего. Поэтому всегда надо рассчитывать на оптический зум. И если вам очень уж хочется сильного приближения, лучше всего купить внешний конвертер или телеобъектив.

 без зума  зум 25  зум 500
Без зума Оптический х25 Цифровой х500

 

Необходимые аксессуары.

видео2Какие еще аксессуары для видеокамеры могут пригодиться.

  1. Дополнительные аккумуляторы. У камеры Sony достаточно мощные аккумуляторы, и одной штуки хватает на 9 часов работы. Если взять в поход 2 аккумулятора, то никаких проблем точно не будет. Еще они хороши тем, что они хорошо держат заряд. В походе бывают достаточно жесткие условия – дождь, снег, сырость, влажность. Поэтому запасные аккумуляторы всегда необходимо хранить в отдельном мешочке вместе с влагопоглотителем. Но все равно при пониженной температуре заряд с них «стекает». Поэтому аккумуляторы необходимо брать с запасом.
  2. Обязательно покупайте защитный ультрафиолетовый фильтр на объектив. Он не только защитит объектив от грязи и пыли, механических ударов, но и от лишнего ультрафиолетового излучения.
  3. Очень пригодится набор для чистки оптики.
  4. Кому необходим хороший звук, можно купить внешний микрофон.
  5. Кроме этого, может пригодиться широкоугольный конвертер для видеокамеры. Если у фотоаппаратов стандартный объектив справляется с большинством задач, то для видеокамер широкий угол обзора – это ахиллесова пята. При применении оптического конвертера сразу получается панорамный снимок, хоть и присутствует некоторое искажение. Но стоит отметить, что при не таких близких, а нормальных панорамных съемках этот «завал» не всегда виден.
 без конвертера  конвертер 0,65  конвертер 0,3
Без конвертера Конвертер х 0,65 Конвертер х 0,3

  1. камераАквабоксы или защитные кейсы. Нужно защитить камеру от различных погодных условий. Для видеокамер Sony выпускается целая линейка специальных аквабоксов, которые хороши тем, что у них выводится на поверхность управление. Вы можете засунуть туда камеру и больше не доставать, легко управляя ей. Такая камера не боится воды, в боксе ее можно даже погружать под воду. Плюс это дополнительная механическая защита.

боксУ других производителей многие камеры такими боксами не оснащаются. Но сейчас стоит разделять и иметь в группе минимум 2 видеокамеры. Одна из них должна быть предназначается для стационарной видеосъемки – не с воды. На нее будут сниматься пейзажи, бытовые сцены, портреты, съемка с берега прохождения порогов – и такой камере видеобокс просто не нужен. Можно обойтись гермомешком, в котором камера храниться в то время, когда ее не используют. Или можно использовать прозрачный чехол для этой камеры. А на воде надо снимать на экшн-камеру. Это камера, которая позволяет снимать и на воде, и под водой, и где угодно. Сейчас их очень много разных видов, и даже видеорегистратор, помещенный в пластиковый бокс, может заменить экшн-камеру. Можно использовать и обычную мыльницу с водозащитой, у которой тоже есть функция съемки. Правда, качество такой съемки оставляет желать лучшего, а формат не всегда удобен для обработки. А раньше приходилось снимать, используя аквабоксы, которые вполне себя оправдывали.бокс2

Для фотоаппаратов можно приобрести специальный гермомешок, или же защитный кейс (например, фирмы Pelican). Эти защитные кейсы, конечно, тяжелые, но хороши тем, что прикрывают фотоаппарат от всевозможных видов механических повреждений, и от воды. В него также можно положить дополнительные аксессуары и мелочи. Кстати, на этом кейсе очень удобно сидеть.

  1. штативШтатив. Как показывает практика, штатив нужен скорее для художественной, чем оперативной съемки. При необходимости быстрой съемки у вас не будет времени ставить штатив, вдумчиво выбирать ракурс и т.д. Есть небольшие штативы на шарнирах, их быстрее ставить. Но лучше уж нормально выбрать место и плохо держать видеокамеру, чем таскать тяжелые и редко полезные штативы. И, честно говоря, чем дальше – тем реже штативами пользуются. Есть только отдельные случаи, когда штативы пригождаются. И если поход предполагается тяжелый, и тем более с пешкой, то, скорее всего, штатив вы с собой брать не будете. Если же поход предполагает заброску «колесами в воду», а также расслабленный темп прохождения реки, «покатушки» на порогах и т.д. – в такой ситуации штатив может себя оправдать.

 

II. Как снимать.

Способы крепления камеры при съемке с воды.

Раньше было целой проблемой, как же организовать съемку с воды. Было несколько вариантов решения этого вопроса:

  • Крепление камеры на каске. Понятно, что такая конструкция вовсе не была устойчивой.
    каска
  • Крепление на раме катамарана. Это тоже была достаточно занятная ручная работа.
    рама
  • В руках у оператора. Можно было посадить пятого человека на катамаран и заставить его снимать прохождения порога. Но при этом оператору приходилось цепляться за катамаран всеми фибрами души, т.к. катамаран пытался стряхнуть именно оператора. Ведь все остальные сидели в упорах, и только оператор сидел, на чем душа держится – и снимал.
    оператор
  • Экшн-камеры, Go-Pro. Благодаря им проблема съемки с воды решена. Эти камеры предназначены именно для экшн-съемок с воды. И у них такое количество аксессуаров, что можно закрепить камеру без видимых усилий где угодно – на раме, на каске, на деке каяка или байдарки. Правда, при работе с экшн-камерой, обязательно страхуйте ее веревкой. Ведь все крепежи имеют гнусное свойство разбалтываться и можно лишиться камеры. Что показывает практика. Когда вы снимаете с каски, вы захватываете достаточно большой угол и даете практически панораму порога, но при этом вы очень резко «убираете адреналин»: когда вы снимаете сверху, порог кажется не таким сложным. Поэтому имеет смысл крепить камеру и на раму катамарана, причем крепить ее не только на переднюю поперечину, но и на заднюю. И снимать, конечно, следует с максимальным разрешением, чтобы потом эти кадры можно было вставить в фильм. Стоимость этих камер сейчас порядка 12-23 тысяч.
    экшн

 

Основные ошибки видеооператоров.

  1. камера2Неплотное удерживание видеокамеры, съемка одной рукой. При съемке без видеоискателя, с внешним дисплеем, вам все равно придется держать камеру на некотором удалении от лица, и дрожание рук не сможет сгладить ни один зум. Если же вы снимаете с видеоискателем, то обычно руки плотно прижаты к телу, а камера – к лицу, и вы можете снимать уже при большом приближении, и камера не дрожит. Правильно держать видеокамеру необходимо именно так.
  2. Частое и быстрое движение камерой. Резкие рывки и толчки.
  3. Частая и быстрая смена планов при съемке (игра с зумом). Рассказывают байку, что начинающим операторам кнопку зума просто заклеивают пластырем, чтобы они вообще ее не трогали!
  4. Съемка только с одного ракурса. Это обычная ошибка как при фото- , так и при видеосъемке. Вы приходите на порог, садитесь на одно место и снимаете только один план. И у вас все прохождения – это, по сути, одинаковые кадры получаются.
  5. Злоупотребление цифровыми примочками.
  6. Несоблюдение правил построения композиции кадра (правила аналогичны правилам композиции в фотографии).
  7. Съемка в пол. Народ часто просто забывает выключить камеру и просто опускает ее, в результате долго снимает свои ботинки или камни. Потом аккумулятор разряжается, запасных нет – поход не удался, съемка закончена.

 

Видеосъемка порога.

съемка порогаЕсли вы делаете видеоотчет, то вам обязательно надо снять заход в порог, его ориентиры и место чалки. Дальше необходимо найти хорошее место и снять всю панораму порога. А уже в дальнейшем вам необходимо найти ключевое место порога – слив или технически сложный набор препятствий – где вы можете снимать уже при большом приближении разные интересные моменты прохождения порогами. Точек съемки может быть гораздо больше. Можно часть прохождения порога снять в панорамной режиме (причем это относится и к фото-, и к видеосъемке). А другую часть прохождений снять в одном или двух ключевых местах порога. И тогда у вас материал будет более-менее разнообразный и интересный.

 

Жанры фотографий и законы съемки.

В походе несколько основных жанров фотографий: пейзаж, жанровая туристическая тема, портрет и «белая вода» – съемка прохождений порогов. У каждого из жанров есть свои законы и правила построения кадра.

Самая главная ошибка в портретах – это невнимание к заднему плану. Дерево, торчащее «из головы», или чья-то пятая точка на заднем плане, конечно же, очень украшает портрет! Также неприятно выглядит, когда на заднем фоне отчетливо видна линия горизонта или какой-то предмет, который режет горизонталь. Таких фонов необходимо избегать, иначе портрет получится с дополнительными аксессуарами, которые далеко не всем нравятся.

ямаЗаконы жанровой съемки чуть менее требовательны. Но там также нужно быть внимательным. Например, при съемке «белой воды» важно выбрать ракурс. Можно сделать так, чтобы было видно всего человека, а можно выбрать такую точку съемки, которая придаст этому кадру драматизм. Например, чтобы при прохождении катамараном-двойкой порога было из-за валов видно только одного человека, а второй «сидел в яме». Зато кадр приобретает динамичность.

границаОрганизация свободного пространства в кадре. Это относится к разным жанрам. Существует в правилах построения кадра такая вещь, как восходящая и нисходящая диагональ. Если у вас кадре происходит движение из левого верхнего угла в правый нижний – это так называемая нисходящая диагональ. Если движение идет сверху вниз – кадр наиболее гармоничен. Или же, наоборот, по восходящей диагонали – из левого нижнего угла в правый верхний. Иногда бывает ошибка в том, что организуют кадр таким образом, что в кадре происходит диссонанс. Или не думают про организацию пустого пространства. И если взгляд проследит, куда должен идти катамаран в кадре, то он упрется как бы в стену. Когда вы стараетесь построить композицию кадра правильно, вы должны обрезать его так, чтобы не было большого количества пустого неинформативного пространства за спинами гребцов и больше отдать им на перспективу движения. Если у вас в кадре есть движение, то оно не должно упираться в стену или быть посередине кадра. Больше пустого пространства должно быть с той стороны, куда это движение направлено. Тогда движение в кадре будет более логично.

Если снимают пейзажи или жанровые сцены, то очень рекомендуют делать, чтобы в кадре было несколько планов – передний, средний и дальний – и чтобы они друг с другом гармонировали. Иначе получается плоская, не объемная фотография. Еще можно передать объем созданием нерезкого заднего или переднего плана. Например, можно захватить какую-нибудь веточку на переднем плане и сделать нерезкий задний план, тогда получится перспектива вглубь кадра.

Передача масштаба. Когда вы снимаете грандиозные природные объекты, хорошо бы, чтобы на фотографии было что-то точного размера, чтобы можно было понять размер этого природного явления – обычно это водопад, камни, какой-то фон и т.д.

Линия горизонта. Она не должна быть заваленной, если только вы специально это не задумали. Любое правило может быть нарушено, но это нарушение должно быть обосновано дальнейшей работой над фотографией.

Закон 2/3. Линия горизонта на фотографии не должна делить кадр пополам. Она должна быть на треть фотографии сверху или на треть фотографии снизу. Или, условно, вы снимаете небо, или – землю. Иначе кадр будет немного не сбалансирован.

На самом деле этих законов построения композиции гораздо больше. Их тяжело сразу все запомнить и начать применять, но думать о них все же следует.

 

Когда вы снимаете видео, там тоже необходимо делать несколько планов. Понятно, что когда вы снимаете портреты или жанровые сцены, хорошо бы эти планы менять – снимать или передний план, или широкий угол, или снимать как-то подробности. Очень часто фильм украшают отдельные детали – я даже говорю не о макросъемке – а отдельные эпизоды текущей воды, участок пейзажа с приближением, участок бытовой жизни и т.д.

И вот вы это все сняли, и дальше встает самый страшный вопрос – что же с этим делать?

 

III. Что делать с материалом.

Последующая обработка фотоматериалов.

Когда говорят о форматах, все фотоаппараты в основном снимают в формате jpg. Только в «зеркалках» и очень продвинутых мыльницах есть формат raw. Это фактически снятый необработанный сигнал с матрицы, но весит он на порядок больше, чем jpg. Если вы снимаете в raw формате, то дальше просто обязательно идет его обработка.

Если раньше, когда снимали на пленку, вы могли ее отдать в фотомастерскую, где ее проявляли и печатали открытки 10х15 см. И дальше вы уже выбирали из имеющихся снимков, и от вас почти ничего не зависело. Максимум, вы могли прийти в фото лабораторию, упросить себя посадить рядом с фотооператором и говорить, где убрать желтый или синий цвет, где прибавить плотности, а что вообще не печатать. Но далеко не всем это удавалось.

Когда же наступила цифровая эра, стали возникать сложности. Можно, конечно, вообще никак не обрабатывать и ничего не делать со своими фотографиями. Но тогда это, скорее, мусор, а не фотоматериал. С появлением цифрового фотоаппарата ваша работа возросла на порядок. Вы должны практически каждый кадр, который хотите оставить, обработать в Photoshop или любой другой программе. Но при этом у вас и больше возможностей. Вы можете даже неудачный кадр, который вы сделали, исправить, сделав с ним что-либо более интересное, чем он есть на самом деле. Но это большой и тяжелый труд. Те, кто занимаются цифровой фотографией, сидят как проклятые за компьютером, и обрабатывают кадры.

 

Способы представления видеоматериала.

С видео тоже все достаточно тяжело. Что можно сделать из отснятого видеоматериала? Существуют три основные направления представления отснятого за поход материала.

Видеоотчет – расположенный в хронологической последовательности материал с минимальной монтажной правкой. Возможно добавление фоновой озвучки и комментариев. Продолжительность – от 20 мин до 2 часов. Обычно он смотрится один раз на гусятнике, а в дальнейшем может использоваться для показа заинтересованной группе, которая пойдет по вашему маршруту. Но показывать его на вечере фильмов в турклубе не имеет никакого смысла. Люди, которые в этом походе не были и не собираются, обычно устают от просмотра примерно через 5 минут.

Видеоклип – видеоряд из походного материала положенный по смыслу на конкретную музыкальную композицию. Продолжительность – 3-12 мин. Это вещь более продвинутая. Вы выбираете 1-2 музыкальные композиции, которые вам понравились, и под эти композиции «нарезаете» материал из вашего похода. Там уже не нужно думать о хронологии, а важно отобрать кадры, которые соответствуют настроению и словам этого музыкального произведения.

видеоВидеоочерк – срежессированный видеорассказ на основе походных материалов. Обязательно наличие аудиоблоков, которым соответствует по смыслу видеоряд. В основу положена какая-то ваша смысловая идея, под которую вы подбираете музыкальный материал, делаете текст для комментариев и титров, и все это долго и упорно монтируете. Желателен текстовой или голосовой комментарий, образующий связанный текст, по сути представляющий собой короткий рассказ. Музыка должна также согласовываться с видеорядом. Если у вас быстрая, бодрая музыка, то под нее обычно хорошо идет видео со сплава. Если же у вас медитативная музыка, то хорошо идут пейзажи, текущая вода и т.д. Условно говоря, характер аудиоматериала и видеоматериала должны быть в единой логической связи. И все это обрамляет общую идею. Продолжительность – 12-25 мин.

 

Основные современные программы для видеомонтажа.

  • 1. Ulead VideoStudio8 (MediaStudio 7.5)
  • 2. Sony Vegas 10
  • 3. Pinnacle Studio 15
  • 4. Corel VideoStudio X4
  • 5. Ulead MediaStudio Pro
  • 6. Adobe Premiere (CS5)
  • 7. Avid Liquid (посл. версия)

Когда вы занимаетесь видеомонтажом, у вас есть два основных параметра: это длительность видео эпизода, который вы монтируете, и длительность перехода и его характер. Остальные моменты имеют второстепенное значение. А эти два параметра очень важны для фильма. Длительность одного элементарного видео эпизода не должна быть меньше 1 секунды и не должна быть больше 1 минуты. Представьте себе, что судно проходит порог – обычно это занимает 1-2 минуты. Когда вы этот эпизод вставляете в фильм, вовсе не обязательно его вставлять целиком! Совсем не интересно смотреть, как 15 байдарок проходят один и тот же участок, и примерно с одним и тем же результатом. Поэтому необходимо выбрать какие-то ключевые кадры, в нужных местах обрезать, убрать все лишнее, а потом смонтировать.

Все современные видеоредакторы позволяют использовать большую массу разнообразных переходов. И большая ошибка тех, кто занимается монтажом в том, что у них глаза разбегаются, и они начинают все переходы использовать по одному разу. В результате получается чехарда переходов, которые отнюдь не украшают этот фильм. Необходимо, чтобы внутри смыслового участка (например, прохождение порога), переход должен быть однотипным и самым простым, а вот на границах таких смысловых блоков можно каким-то образом извращаться.диски

Раньше при монтаже было принято после создания видеоотчета записывать что-то наподобие dvd-диска. Сейчас в принципе можно оставить все на уровне фильма на компьютере или флешке. Все современные компьютеры и телевизоры способны эти форматы воспроизвести с флешки.

 

Что делать с фото.

Можно выложить в фотоальбом в интернете без особого разбора. Но правильнее обработать весь материал, который вы отсняли. Далее делаете фотоотчет и выкладываете его в электронный фотоальбом в интернете. Но кроме этого неплохо было бы сделать слайд-шоу: под определенную композицию вы делаете подбор наиболее характерных кадров из вашего похода. Это можно сделать во множестве редакторов. И такую вещь уже можно показывать в турклубе.

Кроме этого, многие отдают наиболее удачные кадры в печать. Размер может быть разнообразным – от А4 до А2. Таких напечатанных снимков обычно делают немного – около десятка формата А4, и 1-2 кадра в формате А3 или А2.

А если у вас очень хороший поход или несколько походов в разные годы были в одно и то же место, то можно сделать фотокнигу. Она не дешевая. Существует множество контор, которые этим занимаются. В специальных программах вы оформляете фотокнигу, и отправляете фирме, которая вам ее печатает. Такая фотокнига даже лучше фотоальбома, потому что в ней вы можете как угодно организовать подачу вашего материала, добавить комментарии, тексты и т.д.

 

Добавить комментарий