Конструкция судов

Денис Ильин

Лекция прочитана в КВТ МГУ 11 февраля 2010 г.

Лекция посвящена, в первую очередь, конструкции катамарана. И не просто катамарану как двухгондольному судну, а катамарану, предназначенному для сплава по речкам. Катамаран – один из самых распространенных средств сплава, используется для сплава по всему спектру сложности и регионов.

 

Классификация.

  • По количеству гребцов;
  • По форме;
  • По конструкции;
  • По назначению (спортивные и экспедиционные).

 

катПопробуем немного разобраться, какие бывают катамараны. Отличие больше всего бросающееся в глаза – это количество гребцов, их всегда четное количество и не более шести, в некоторых особенно печальных случаях их восемь. Вообще говоря, катамараны с разным количеством гребцов – это разные типы судов, так как поведение гребцов различается довольно сильно. Второе заметное отличие – форма баллонов катамарана. Они влияет на поведение катамарана в водном потоке больше всего. Менее очевидное различие – это конструкция катамарана и рамы, размещение упоров, места для привязывания груза. Напоследок выделим целевое различие катамаранов: их можно поделить на спортивные и экспедиционные.

 

Основные характеристики катамаранов.

кат2Важными, но относительными характеристиками являются длина, ширина, объем и вес. Относительны они в основном из-за того, что для разных речек рекомендуются суда разных размеров. Вопрос, от каких параметров реки зависят первые три характеристики судна? Ответ: от расхода и категории сложности. Характеристики эти относительны, так как в зависимости от количества гребцов будет разниться и ‘большесть’ и ‘меньшесть’ характеристик. Например, объем в 1200 литров для кат-2 это много, а для кат-4 совсем мало.

1

  Катамаран-2 Катамаран-4
Объем 800 л – маленький

1000 л – средний

1200 л – большой

1500 л – маленький

2000 л – средний

2500 л – большой

Длина ~ 4м ~ 5-5.5м
Ширина около 1.8-2 м около 2-2.5 м

 

 

Тип баллона

Тип баллонаСамые простые формы – цилиндрические, имеющие постоянный диаметр по всей длине и различные формы законцовок – закругления, транцевые шайбы, конуса, конверты (углы как у подушки), нижний, как правило,  «подрезают».

Самый, пожалуй, распространенный тип баллона – «банан», имеет закругленные концы с подрезкой, баллон переменного по длине диаметра с максимумом в районе миделя (середины) т.е. нос и корма симметричны. «Банан» асимметричный – максимальный диаметр смещен в сторону кормы. «Банан» упрощенный – с цилиндрической вставкой в середине, постоянного диаметра, от 1/3 до 2/3 общей длины корпуса.

Менее распространенная форма – «веретено», острый нос, закругленная или транцевая корма. Упрощенный вариант – цилиндрическая вставка различной длины. «Двойное веретено» – с обоими острыми концами, как асимметричного, так и упрощенного профиля. «Веретено с приподнятым носом». У обычного, вершина носа находится на продольной оси баллона, – с приподнятым носом, вершина носа поднята вверх от продольной оси баллона.

Комбинированные поплавки в народе именуемые «верблюд» вообще представляют собой причудливую смесь всего вышеперечисленного, имеют пониженную палубу (не все!), горбы, в том числе трансформируемые, убирающиеся, дополнительные и еще разные другие особенности. Но на этом список не заканчивается.

Еще есть «лимонные дольки», «бублики», с загнутыми вверх окончаниями баллона, восьмерки в поперечном сечении и т.д.

Более острый нос лучше пробивает валы и бочки, но может быть подкушен, а более пухлый может просто задавить.

Тип баллона Конструктивная сложность ходкость остойчивость поворотливость Устойчивость на курсе
Цилиндрические 5 1 5 1 5
Банан симметричный 5 3 4 4 3
Банан ассиметричный 4 4 4 4 4
Веретено 4 5 4 5 5
Веретено с приподнятым носом 4 4 4 4 4
Верблюд 2 4/5 4 4/5 4

 

Конструкция катамарана.

рамаРама

Типы рам:

  • Без продолин;
  • С продолинами;
  • С продолинами и диагональю.

 

Рамы могут быть деревянными и дюралевыми.

 

Связывание.

  1. болтБолты (+ быстрота сборки) (- вес, требуют дополнительной обработки)

Болты – один из самых простых способов сборки рамы: имеют ряд недостатков, например, торчит гайка, но это решается обматыванием места крепления чем-нибудь. В принципе, все дыры в трубе уменьшают её прочность. Частично это можно компенсировать ‘проставками’ – специальными железками имеющими форму цилиндра, ограниченного сверху и снизу какой-то заглушкой так, чтоб максимально прилегать к трубе.кница

  1. Кницы (+ быстрота сборки) (- сложность ремонта)

Кницы – это самый простой способ собрать раму. Кница – железная деталь, скрепляющая трубы. Но есть пара проблем: в первую очередь – сложность ремонта в полевых условиях.

  1. Скрутки (вязки) (+ надежность) (- долго собирать)

скруткаСкрутки являются самым древним и надежным способом связывать раму. Скрутка состоит из чулковой стропы, связанной кольцом, собственно скрутки – палки длиной около 25 см и веревочки для фиксирования скрутки.

  1. Резинки (+ гибкость рамы) (- надежность)

В этом случае рама вяжется резинкой, держится за счет трения. Резинки делаются из старых автомобильных камер или из резины для проклейки шкуры байдарок. Все вышеперечисленные варианты встречаются в комбинациях, а так же могут быть усилены проставками. Усиление резинок я не встречал.

  1. Шланг ПВХ ( + надежность ) ( – долго собирать, сложно разбирать )

Такой способ существует, но я в своей практике не встречал. Наверное, это очень надежно, но очень уж сложно собирать. Жесткая сцепка, нельзя потом разобрать раму.

 

Крепление рамы к баллонам

  1. шнуровкаШнуровка (петли и люверсы);
  2. Карманы (быстрее собирать, но сложнее чинить);
  3. Экзотические способы.

 

Материалы

Материалом для баллонов (поддува) может служить:

  • ‘чернуха’ – легкая и надежная;
  • БЦЦ – тяжелая и надежная;
  • Полиуретан – легкий, но надежность под вопросом.

Ткань “Чернуха” (арт.51183-2) имеет массу 230-240 г/м2, а “БЦЦ” (ткань арт.1542) 500-550 г/м2. Разрывное усилие у “чернухи” по основе 60 кгс, по утку 55 кгс, у “БЦЦ” по основе 120 кгс, по утку 100 кгс. Что касается эксплуатации, то “чернуха” требует более бережного обращения (на нее нежелательно даже наступать), иначе возможна потеря герметичности на площади поврежденного участка. Также она недостаточно хорошо держит давление при малых диаметрах надувных элементов.

Шкура (оболочка) может быть сделана из:

  • Тезы (только ‘низ’ или целиком);
  • Кардуры (только ‘верх’);
  • Авизента (только ‘верх’).

 

Упоры.

упорыУпоры должны быть! Причем адекватные.

Не подходящие варианты упоров:

  • ‘сидеть на вещах’ – легко свалиться;
  • деревянные или металлические пушки – классический вариант, но, на мой взгляд, морально устаревший, так как сидеть не очень удобно и нужно либо долго выстругивать, либо таскать с собой кучу металла.

Наиболее хороший вариант – надувные банки.

Если упор уже есть, то самое главное его правильно крепить. Крепить его нужно к раме на уровне конца сидушки.

Второй вопрос – как сидеть? Казалось бы все просто. Но нет, есть два варианта посадки.

Особый вид упоров – стремена.

 

Безопасность

БезопасностьДля обеспечения безопасности на любом катамаране должны быть следующие элементы: ручки, обвязка и запасное весло, а груз должен быть грамотно размещен.

Ручки – нужны для удобства переноса судна и для самосплава, когда нет возможности вылезти на раму –можно держаться за них, чтобы не отбиться от судна.

Обвязка – аналогична ручкам.

Запасное весло – необходимо на случай потери весла. Как крепить – вопрос, но я видел, как привязанное поперек весло было полностью измочалено о камни, когда перевернутый катамаран проходил порог. Как вязать весло? Так, чтобы его можно было быстро отвязать в процессе сплава. Весло удобно вязать на прямой узел с петелькой, так, чтобы он сам не развязался, но если потянешь за веревочку – узел развязывается. Заботиться о самой веревочке не стоит. Не стоит вязать поверх весла вещи.

Размещение груза – вяжем туда, где есть место, но всё-таки есть пара советов: во-первых, вяжите груз на баллон, так чтобы рама была свободна, тогда в случае оверкиля вылезать удобно будет. Во-вторых, привязывайте вещи на чуть сдутый баллон, тогда если вы его потом подкачаете – вещи будут привязаны крепче. Вяжите вещи веревкой не тоньше 6 мм, толще тоже не стоит, так как это уже лишний вес. Если в конструкции судна явно предусмотрены устройства для крепления, например, у Кулика, то ими тоже надо пользоваться по возможности. При упаковке вещей обратите внимание, на то, что ремнабор, морковка, аптечка и фото/видео аппаратура должны быть легко доставаемы. Самый сложный вопрос – куда вязать гитару.

 

Немного про насосы

  • Лягушка (+ объем) (- дольше надувать)
    лягушка
  • Насос (+ быстро надувать) (- объем)
    насос

 

Экскурс в существующие решения

  • кат3Тритон (2-спортивный, 4-Аргут);
  • Кулик;
  • Белрафт;
  • Рафтмастер;
  • КС;
  • Катамараны Чернецкого;
  • Катамаран «Блик»;
  • Катамараны “Аква-Спорт”.

 

 

Байдарка

байдаТипы байдарок можно выделить аналогично катамарану:

  • По количеству гребцов;
  • По форме;
  • По конструкции;
  • По назначению (спортивные и экспедиционные).

 

байда2Конструкция байдарки:

  • Шкура может быть сделана из резины или ПВХ;
  • Каркас может отсутствовать, а может быть сделан из дерева или дюрали;
  • Наличие баллонов;
  • Наличие киля.

 

Для безопасности в каждой байдарке должны присутствовать:

  • кружкаКружка;
  • Запасное весло;
  • Емкости непотопляемости;
  • Обвязка.

 

Каяк:

  • Слаломный;
  • Полиэтиленовый:
    • Сплавной
    • Родейный
  • Каркасно-надувной.

 

К экзотическим средствам сплава относится карабубер.

бубль2бубль

Добавить комментарий