Безопасность на сплаве 3 к.с.

Обеспечение безопасности сплава на реках уровня class 3

Если вы собрались на паводковый сплав или на Кавказ после летней Карелии – эта информация для вас!

«Международная» класс 3 («советская» 3-4+)

  • Несложные пороги с умеренными валами, которых не так просто избежать. Затруднительно прохождение на открытых судах. Необходимы навыки управления судном. Могут встречаться небольшие бочки и большие валы, но их просто избежать. Желательны просмотры некоторых участков для новичков. Плавание отдельно от судна безопасно, если в группе присутствуют более опытные спасатели, но можно получить легкие ушибы.

I. Что может случиться на сплаве и как этого избежать.

  1. Влететь в завал (прижим).

На паводковых реках и реках 3 к.с. нет непроходимых каньонов, огромных бочек, где можно завариться, или водопадных сливов под 6 метров, куда можно улететь. Опасность там представляют скорее завалы – участок реки, на котором упало дерево и загородило эту реку по всей ширине. И если в этот завал бьет достаточно сильная струя, то у туриста-водника есть все шансы там и остаться. Дело в том, что завал может быть сплошной, т.е. под ним не промоет, а над ним пролезть невозможно. Поэтому их следует особо опасаться на паводковых реках или на нешироких, но быстрых реках Кавказа.

Чтобы туда не влететь, нужно, конечно, читать лоции. Но каждый завал не может быть описан, может именно в этом году упало дерево. Все сомнительные участки, где сильное падение и повороты, нужно просматривать по берегу. Обычно людям лень это делать, и они поступают следующим образом: с воды, стоя в улове, намечают следующее улово, и идут до него. И походная колонна для каяков и катамаранов обычно такая: первым идет наиболее подготовленный экипаж, который может быстро среагировать на опасность, вылезти на берег и зачалить всех остальных. Обычно это идет наполовину загруженная лодка, если это автономный поход, или полностью пустая лодка, если имеется сопровождение автомобиля.

  1. Замерзнуть в холодной воде / нахлебаться воды.

На паводковом сплаве или ледниковой речке есть также опасность замерзнуть. Особенно если человек оказался в воде без сплавсредства и без подобранного по погоде гидрокостюма. Распространено мнение, что человек в таком состоянии может находиться в холодной воде не более 30 секунд. Необходимо как можно быстрее залезть обратно на сплавсредство или выбраться на берег. Чтобы не замерзнуть на берегу, при себе должны быть спички или зажигалка и минимальная растопка, если это паводковый сплав. По личному опыту: лучше всего иметь при себе спички, минимальную аптечку и плекс. Конечно, на человеке в обязательном порядке на сплаве должен быть неопреновый костюм, каска, спасжилет.

  1. Разбивка группы после внештатной ситуации

Очень часто разбивка группы происходит при неопытности. Например, после киля несколько человек оказались на одном берегу, несколько – на другом, кто-то ушел по берегу вперед искать вещи, а вся остальная группа вообще где-то в конце идет. В этой ситуации, конечно, помогает рация, если она есть у всех членной группы и работает. Намного привычнее мобильный телефон, который необходимо иметь при себе и не забывать им пользоваться. Главное, чтобы еще сеть ловила. Хорошо бы заранее договориться о месте аварийного выхода с маршрута и сбора группы.

II. Что делать, если «это» уже случилось.

Когда неприятная ситуация уже произошла, то нужно правильно реагировать. Если судно налетело на завал и встало боком, то нужно держать крен на завал. На катамаране необходимо обоим гребцам перебраться на баллон, который находится ближе к завалу, и уже с него вылезти на сам завал. Если люди находятся в лодке, то нужно также держать крен на завал и скорее вылезать наверх. В противном случае судно легко может перевернуть и утянет под завал.

Если человек уже идет самосплавом, нужно не терять весло! Им можно зацепить и берег, и улово, и просто управлять своим ходом. Плыть необходимо ногами вперед.

Можно держаться за перевернутое судно, но важно, где именно человек находится: если человек плывет перед катамараном, то может удариться о любой встречный камень, а идущее сзади судно только усилит удар. Следует держаться за судно сбоку или сзади. Нужно высматривать возможности самому уйти на берег в случае опасность или зачалить судно на отмели или в улове.

Если группа разбилась, а никаких средств связи нет, то можно покричать и просто так – вдруг услышат. Можно вернуться на место аварии или разжечь костер, чтобы его увидели. Или вспомнить про телефон.

III. Страховка

Страховка – это комплекс мероприятий, направленных на предотвращение и ликвидацию внештатных и аварийных ситуаций на сплаве (с) А.Северин

Страховку можно разделить на 3 условные категории:

Самостраховка – когда мы себя спасаем сами и не привлекаем к этому других людей.

Под активной страховкой понимается применение страхующего судна – байдарка или катамаран, который заранее стал на сложном участке на страховку и при киле спасает человека. Можно плавать в тандеме с другим судном, держа дистанцию и ориентируясь на его темп. Иногда есть участник, который опытнее в группе. Тогда он идет первым, предупреждает о сложных участниках и страхует идущих за ним.

морковка
“Морковка” – спасконец

И есть пассивная страховка, которая заключается в страховке спасконцом с берега или помощи друзей при чалке. Спасконцом («морковкой») необходимо страховать с умом, потому что при неблагоприятной ситуации сам спасаемый может в ней запутаться. Спасконец – это некий мешок с достаточно легкой водоплавающей веревкой. Ее завязывают на дереве и кидают проплывающему отдельно от судна человеку. Если он ее поймал, и морковка правильно поставлена, то маятником его должно привести в улово. На конце веревки есть удобная петля, за которую следует держаться, и перекинуть ее за спину, чтобы сама веревка при натяжении не подтопила.

Андрей Петржик

Лекция прочитана в КВТ МГУ 25 марта 2015 г.

Добавить комментарий